Основная их них, по мнению ученых — избирательность вылова, направленная, прежде всего, на изъятие из стада самых крупноразмерных особей. В связи с этим они призывают рыболовов всех направлений, промысловиков и любителей диверсифицировать свои уловы, то есть ловить рыбу всех размеров, соответственно их наличию в составе популяции, поскольку уничтожение маточного поголовья производителей рыбного стада является для рыболовства является одним из основных преступлений.
Одно из подобных заключений представлено сотрудниками Центра морских наук, Университет штата Нью-Йорк (США). Одной из рекомендаций, предложенных учеными, является установление ограничений не на минимальные, а на максимальные размеры вылавливаемых видов рыб.
После изучения многих образцов из числа промысловых видов, исследователи пришли к выводу, что забой наиболее крупных экземпляров приводит к тому, что со временем в уловах происходит увеличение количества малоразмерных особей этих же видов. Постоянный вылов крупной рыбы — это искусственный отбор, производимый человеком, в результате чего возрастает количество экземпляров, несущих в своих генах отставание в росте, которое передается будущим поколениям.
Если же происходит целенаправленный вылов мелких особей, но в количестве, безопасном для сохранения и воспроизводства популяции, то наблюдается обратный эффект. Крупноразмерные особи видов, являющихся объектами промыслового и любительского рыболовства, должны находиться под охраной, подобно породистым заводчикам, чтобы передать свои гены будущим рыбным поколениям, как своеобразные чемпионы рыбьего царства.
В этом отношении любительское рыболовство может стать тем инструментом, который, благодаря своей избирательности и широкой доступности, сможет существовать в согласии с природой и регулировать вылов, исходя из размера добычи.
Для рыболовов-любителей основной причиной сокращения рыбных запасов является профессиональное рыболовство, в то время как самих любителей часто, по мнению промысловиков, выставляют козлами отпущения при появляющемся сокращении рыбных запасов.
В районах, богатых рыбой, улов траулера убивает рыбы больше, чем все любительские или спортивные конкурсы. Ежегодные коммерческие предложения по сбыту рыбы появляются каждый день тысячами. Разнообразие и конструкция промысловых снастей постоянно совершенствуется — и все это в стремлении к прибыли.
В то же время, любительское рыболовство в соединении с рыболовным туризмом может принести в экономику развивающихся стран валюты больше, чем поступает от промыслового лова.
В этой связи ущерб экосистеме наносится и теми людьми, которые через «дружественное» медиа-пространство неправильно интерпретируют причины уменьшения рыбных запасов в угоду коммерческим интересам. В то же время голос истинных защитников окружающей среды — рыболовов-любителей, остается неуслышанным.
В пирамиде эволюции любительское рыболовство может стать тем ограничительным фактором, который контролирует все возрастные и размерные группы рыб и изымает их пропорционально их количеству в экосистеме, обеспечивая ее бесконечно долгое существование.
К сожалению, государственные органы многих стран в области рыболовства внимают доводам промысловиков, вместо того чтобы работать в режиме реального партнерства с теми, кто на самом деле работает в пользу естественного биологического разнообразия рыбных ресурсов.