В список предлагаемых речных рыбопромысловых участков (РПУ) были внесены некоторые изменения. В частности, Сахалинское агентство по рыболовству сократило протяженность ряда РПУ — там, где ранее они включали всю реку, от истоков до устья, их длину ограничили 2–3 километрами.
Как отметил на заседании руководитель агентства по рыболовству П. С. Колотушкин, это изменение было сделано в ответ на обращение рыболовов-любителей, которые выразили опасение, что включение в РПУ для промышленного лова всего русла реки создаст препятствия для любительской рыбалки.
Кроме того, из списка рыбопромысловых участков полностью исключены река Лангери (Смирныховский район) и река Починка (Анивский район). Выступающие усомнились в том, что на Лангери действительно происходят заморные явления — это и стало единственным основанием для исключения Лангери из списка РПУ для промышленного лова. Касательно Починки таким основанием стало прозвучавшее заявление, что там планируется строительство рыборазводного завода.
Присутствовавшие на заседании комиссии представители Ассоциаций рыбопромышленников Смирныховского, Долинского и Анивского районов, Регионального совета уполномоченных представителей коренных народов Сахалина, «Экологической вахты Сахалина» выступили против введения промысла на реках.
Отрицательную оценку столь революционным изменениям в рыбной отрасли высказали и три члена комиссии — П. Е. Стеценко (представитель депутата А. М. Кобелева), представитель Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Е. Г. Чернявская и начальник отдела коренных народов Севера аппарата Правительства области Е. А. Королева. Они же в итоге и проголосовали против такого решения.
Противники создания РПУ для промышленного лова лосося в реках высказали целый ряд аргументов. Они в частности указали на негативный характер уже имеющейся практики вылова лососей в реках с помощью рыбоучетных заграждений, когда в рекордном по подходам лосося 2009 году целый ряд рек, перегороженных РУЗами, остались полупустыми.
При этом отсутствует научно обоснованная норма заполнения нерестовых рек, по многим рекам достоверно неизвестны площади нерестилищ — есть данные, что они серьезно занижены, а значит и объем лососей для пропуска на нерест будет меньше необходимого.
С введением промысла на реках создается серьезнейшая угроза резкого увеличения прилова краснокнижного сахалинского тайменя, который в течение лета может многократно покидать свою реку и возвращаться обратно, при этом численность этого исчезающего вида и без того повсеместно снижается.
Заморы горбуши крайне редко случаются на Сахалине — последний серьезный замор был в 1991 году на реках Анивского залива. Непонятно, чем вообще промышленный вылов в реке отличается от браконьерского, и какой нравственный эффект это окажет на подрастающее поколение, которому твердят, что рыбу на нерестилищах ловить нельзя. Высказывались справедливые опасения, что традиционный морской промысел будет вытеснен более дешевым и простым речным, а значит сахалинских рыбаков-профессионалов заменят дешевые гастарбайтеры, упадет собираемость налогов в бюджеты всех уровней. Недозаполнение нерестилищ в последние годы провоцирует на конфликтное поведение медведей, о чем свидетельствует поток жалоб местного населения.
Единственным аргументом агентства по рыболовству Сахалинской области и других сторонников промышленного лова лосося в реках стали пресловутые заморы рыбы из-за переполнения нерестилищ. Именно для борьбы с этой страшной экологической угрозой и создаются РПУ на реках, а старую схему использования РУЗов, как оказалось, комиссия Генеральной прокуратуры признала незаконной...
Руководитель агентства П. С. Колотушкин постоянно приводил в пример реку Симау в Корсаковском районе, где угроза заморов возникает с ежегодной регулярностью. Однако не было дано никаких пояснений насчет вероятности заморов рыбы из-за переполнения нерестилищ на таких реках как Найба, Макарова, Быстрая (приток Лютоги), а также Тымь и Поронай. Сахалинцы прекрасно знают, что вместо заморов на этих реках из года в год наблюдается хроническое недозаполнение нерестилищ. Однако эти реки также вошли список РПУ, и теперь, после проведения конкурса, на них будет начато промышленное рыболовство.
Не согласные с таким рискованным решением, три общественные объединения (Смирныховская ассоциация рыбопромышленников, Клуб рыболовов-любителей «Сахалин-Курилы» и «Экологическая вахта Сахалина») уже подали заявку на проведение митинга по вопросу введения РПУ на реках. Митинг состоится 26 марта, в 11.00, однако место его проведения пока не определено.