Надувные лодки.
Надувные лодки нашли широкое применение для различных целей благодаря своим уникальным свойствам и в силу ряда преимуществ перед обычными жесткими лодками. Большинство владельцев надувных лодок используют их для рыбной ловли на реках, озерах и в прибрежных зонах водохранилищ, чаще недалеко от берега. Хороший улов рыболову в ряде случаев может обеспечить только надувная лодка, с помощью которой можно попасть в самые укромные, глухие уголки природы. Большой популярностью пользуется надувная лодка и у охотников, которые берут ее на лесные реки, водохранилища, заросшие камышом и осокой уединенные озера.
1.2. НАЗНАЧЕНИЕ
И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
За последнее время все большее значение приобретает активный отдых на воде — водный туризм. Каждый пятый советский турист имеет надувную лодку, общее же число туристов в нашей стране исчисляется миллионами. Среди туристов-водников даже стало крылатым выражение «Флибустьеры надувают корпуса». Маршрут путешествия выбирается в зависимости от возраста и степени подготовленности туристов, продолжительности, протяженности и целей путешествия. Одних тянут к себе тихие лесные речушки с отмелями, перекатами, завалами деревьев, других — зеленые заливы и скалистые острова озер Карелии, а третьих привлекают пенистые пороги рек и быстрые горные потоки, насыщенные сложными препятствиями. Где только ни побывали любители путешествий с помощью своих «надувнушек»! На них совершались сплавы по горным рекам Кавказа и Алтая, они были испытаны в плаваниях на Черном, Аральском, Каспийском морях, вдоль побережья Камчатки. Они участвовали в увлекательных путешествиях по таежным сибирским рекам, заполярным рекам Карелии, быстрым рекам Кубани и Саян, по многочисленным озерам нашей необъятной Родины. Путешествия осуществлялись на надувных лодках самых разнообразных моделей. Это и легковесные спасательные лодки, которые удачно сочетают маневренность, остойчивость и достаточную грузоподъемность, и самодельные надувные лодки, чаще всего катамараны, и надувные байдарки или лодки серийного производства.
В 1978 г. завершили десятилетнее путешествие через всю страну протяженностью 45000 км два советских полярника, участники экспедиций в Арктику и Антарктиду Янцелович и Кац. Большую часть маршрута они прошли на надувной серийной лодке «Пеликан». За рубежом в 1965 г. возможность успешного сплава на надувной лодке по горным рекам высшей категории сложности продемонстрировали два бристольских студента. Они спустились по воде с Андских гор в Южной Америке с высоты 3658 м над уровнем моря на надувной лодке длиной всего 2,75 м. Лодка выдержала это невероятно трудное путешествие с преодолением большого числа бурных порогов и коварных поворотов, не считая других естественных преград. Она не получила никаких повреждений, даже ни одного прокола, хотя путешественникам приходилось пробираться сквозь джунгли.
Для маршрутов большой протяженности по широким судоходным рекам, озерам и водохранилищам туристы также предпочитают надувные моторные лодки. На них можно подниматься вверх по течению рек в места, в которые попасть другими способами или совсем нельзя, или очень трудно. В нашей стране длительный пробег на надувных моторных лодках впервые совершили члены секции «Прометей» при Тбилисской морской школе ДОСААФ. В условиях плохой погоды за три недели они прошли 2200 км по Днепру. Экспедиция подтвердила вывод о том, что надувная моторная лодка является надежным туристическим судном, имеющим большие перспективы. Группа французских путешественников на надувной моторной лодке фирмы «Зодиак» с подвесным мотором мощностью 44 кВт (60 л. с.) совершила переход по маршруту Европа — Азия. Спустив лодку на воду в Брюсселе, они реками и каналами пересекли всю Европу и вышли в Средиземное море. Отсюда путь их лежал на восток — к берегам Турции. Путешественники благополучно закончили свое далеко не простое плавание, пройдя только морем более 1000 миль. Хейфин Хьюгес и Гейвин Морган пересекли Северное море на двухместной надувной моторной лодке длиной 3,66 м. Под подвесным мотором «Архимед-Пента» мощностью 33 кВт (45 л. с.) они преодолели расстояние 600 миль приблизительно за 50 ч. Мореплаватель англичанин Ханс Золструн в суровых условиях за 28 ч совершил путешествие из Новой Зеландии (остров Тасмания) до Австралии на надувной моторной лодке фирмы «Авон», в кокпит которой он «втиснул» свой миниатюрный малолитражный автомобиль.
В последнее время зарубежные фирмы-изготовители надувных лодок и организаторы морских экспедиций для рекламы лодок выбирают протяженные маршруты в труднодоступных районах Африки и Америки. Так, экспедиция из шести человек, снаряженная французской фирмой «Хатчинсон», на трех надувных моторных лодках (двух — длиной 4,2 и третьей — 5,2 м) с подвесными моторами мощностью 33 кВт (45 л. с.) пересекла по рекам и озерам Североамериканский континент от берегов Ледовитого океана до Мексиканского залива по диагонали с северо-запада на юго-восток, пройдя 9000 км за 325 ч со средней скоростью 25 км/ч. Одновременно с этой экспедицией фирма «Зодиак» провела экспедицию по Южной Америке на трех надувных моторных лодках «Гранд рейд» со стеклопластиковым днищем (две лодки имели длину 4,2, ширину 1,67 м, массу 84 кг, грузоподъемность 700 кг; длина третьей лодки 4,7, ширина 1,9 м, масса 120 кг, грузоподъемность 1100 кг). За 110 суток участники экспедиции прошли на лодках с моторами мощностью 26 кВт (35 л. с.) в общей сложности около 10000 км со средней скоростью против течения 22 и по течению 35 км/ч. Для обеспечения успеха экспедиции она была подключена к спутниковой системе слежения «Аргос», которая позволяла в любой момент вывести поисковую партию на розыски заблудившихся лодок. Семь французских путешественников совершили экспедицию по Африке на трех надувных моторных лодках постройки фирмы «Хатчинсон» (двух серийного типа НМ-4,7 длиной 4,7, шириной 1,9 м, массой 93 кг, грузоподъемностью 1100 кг и одной специально изготовленной длиной 5,5, шириной 2,25 м, массой 165 кг и грузоподъемностью 1500 кг). На всех лодках были установлены подвесные моторы мощностью 36,8 кВт (50 л. с.). Смельчакам удалось пересечь континент от Атлантического побережья до Индийского океана по озерам и 23 рекам, которые в большинстве считались непроходимыми. Десять месяцев потребовалось, чтобы преодолеть этот головокружительный маршрут протяженностью 12000 км. К концу путешествия остались только две неоднократно ремонтируемые лодки.
В отличие от моторных лодок парусные используют в качестве движителя самую дешевую энергию — ветер. Истинных любителей парусных лодок привлекает не их скорость, а испытание своего мужества в покорении необузданных сил природы. Парусная лодка дает возможность мореплавателю ощутить романтический дух времен, преодолеть страх перед водной стихией, а также испытать радость плавания на спокойных водных просторах, почувствовав, как наполняются ветром паруса и послушно скользит лодка по его воле.
Парусные надувные лодки находят применение на широких равнинах рек, морей и водохранилищ. Значение парусных лодок возрастает при дальних плаваниях. Однако со времени путешествия Алена Бомбара (1952 г.), который впервые продемонстрировал уникальные возможности парусной лодки, долго никто не мог успешно завершить длительное плавание на надувной парусной лодке. И только в 1969 г. трое смельчаков-итальянцев на надувной лодке «Челеуста» модели «Ларос-80» под парусом за 70 дней пересекли Тихий океан от Перу до архипелага Туамогу, пройдя более 4500 миль.
Большой интерес к надувным лодкам проявляют спортсмены. Они применяют их для тренировок, как средство достижения рекордов в различных соревнованиях используют все виды надувных лодок: гребные — в соревнованиях на байдарках по водному слалому, парусные — в парусных регатах, моторные — в водно-моторных гонках и для буксировки воднолыжников. В нашей стране надувные моторные лодки впервые приняли участие в водно-моторных соревнованиях 1972 г. на приз журнала «Катера и яхты». Две надувные моторные лодки класса А-250 пришли к финишу в первой шестерке гонщиков. На 80-километровой маршрутной гонке спортсмен Гаранин, выступавший на надувной моторной лодке «Орион-15» с мотором «Ветерок-14», занял четвертое место, показав среднюю скорость 30,0 км/ч, пятым был гонщик Еникеев, выступавший на лодке «Стриж» с мотором «Ветерок-12» со скоростью 29,7 км/ч. Скорость победителя Якубовича, выступавшего на жесткой лодке «Казанка» с мотором «Москва-12,5», превышала скорость гонщиков на надувных лодках всего на 2,4 км/ч. В последующие годы надувные моторные лодки были постоянными участниками водно-моторных соревнований. Известны такие крупные водно-моторные соревнования, проводимые с участием надувных лодок за рубежом, как гонка вокруг Британии протяженностью 1400 миль, гонка Каус — Торки — Каус протяженностью 505 миль, «24 часа Руана», марафон Лондон — Монте-Карло. Надувные моторные лодки участвовали даже в труднейших соревнованиях по африканской реке Нигер и марафоне по реке Риу Бальси (Мексика), славящейся порогами, каменистым руслом и бурным течением.
В некоторых странах для надувных моторных лодок проводятся официальные чемпионаты. Так, в Англии с 1972 г. чемпионат страны для надувных лодок разыгрывается во всех пяти классах спортивных выступлений национальной классификации. Приобрела популярность гонка вокруг Лондона, в которой принимают участие только надувные лодки с подвесными моторами мощностью до 3,1 кВт (5 л. с.). Кольцевая трасса марафона протяженностью 44 мили проходит по Темзе и системе каналов с многочисленными шлюзами. Во время соревнований экипажам приходится преодолевать ряд препятствий, поддерживая строго заданную скорость: вытаскивать лодки на берег, обнося шлюзы, и спускать их на воду с высокой стены шлюза.
Англичане, родоначальники футбола, придумали подобную же спортивную игру на воде — мотобол, в которой требуется незаурядное мастерство управления надувной моторной лодкой, чтобы загнать мяч в ворота соперника. Мотобол становится все популярнее среди спортсменов — владельцев надувных моторных лодок.
Необычайное применение нашли надувной лодке в ФРГ, где ее используют для развлечения детей. Каждый из юных посетителей зоопарка в Нюрнберге мечтает покататься в лодке, которую тянет за собой дельфин Мэй.
Надувные лодки применяются для различного рода научных исследований. Они практически незаменимы в переходах, связанных с преодолением водных препятствий. На труднодоступных водоемах применяются небольшие, легкие, компактные и транспортабельные лодки. Для морских экспедиций и работ, где существенную роль играют безопасность, грузоподъемность и мореходные качества лодок, изготовляют другие конструкции лодок преимущественно больших размеров, предназначенные, как правило, для эксплуатации с подвесным мотором. Британская научная экспедиция прошла 2700 миль на трех надувных лодках по одной из суровых рек Африки — Конго. В течение 104 дней участники экспедиции испытывали сильную жару, преодолевали непрерывные преграды и даже отражали атаки... бегемотов.
Для некоторых экспедиций надувные лодки оказываются единственно возможным средством достижения различных точек Земли. Так, французские исследователи для экспедиции по внутренним озерам ряда островов Индонезии выбрали надувную лодку с двигателем мощностью 20,6 кВт (28 л. с.), работающим на воздушном винте, так как ни гребной винт, ни водомет не в состоянии были преодолеть тропические водоросли, которые подобно лианам преграждали путь путешественникам по воде.
Советские ученые широко используют надувные лодки в экспедициях по дрейфующим льдам Арктики, для изучения флоры и фауны островов Тихого океана, побережья Черного моря и Камчатки. В 1973 г. четырнадцать советских исследователей проводили научный эксперимент по определению возможности организма человека обходиться аварийным запасом продуктов на надувных лодках. В ходе эксперимента за шесть дней на семи надувных лодках они переплыли с севера на юг Аральское море.
В 1968 г. итальянская экспедиция «Сан-Джованимо II» под руководством Аймона Кэта с помощью надувной моторной лодки «Ларос-30» изучила жизнь пингвинов на Огненной Земле. Американцы используют надувные моторные лодки для изучения айсбергов, поведения акул и китов и для буксировки льдин. Японцы с помощью надувных лодок длиной 10 и диаметром борта 0,5 м осуществляют разведку рыбных косяков. Лодка имеет столовую, спальные и складские помещения для команды из восьми человек, научную аппаратуру и приводится в движение двумя стационарными двигателями, установленными в машинном отделении.
Надувные лодки могут также выполнять функцию спасательных средств при авариях судов или самолетов, совершающих полеты над морем. Космонавты применяют надувные лодки как спасательное средство при приводнении космических кораблей. Спасательные лодки подразделяются на индивидуальные и коллективные. Лодки индивидуального пользования чаще всего необходимы летчикам. Лодки в упакованном виде пристегиваются к снаряжению пилота, прыгающего с парашютом, и при погружении в воду автоматически раскрываются, разворачиваются и надуваются сжатым газом. Лодки коллективного использования применяют экипажи судов или самолетов, чаще всего они хранятся в контейнере и в критическую минуту вместе с ним сбрасываются в воду. При ударе о воду контейнер раскрывается, срабатывает автоматическая система газонаполнения, и лодка надувается. Береговые спасательные службы многих стран применяют надувные лодки в качестве спасательных средств, с помощью которых в любую минуту и практически в любых условиях может быть оказана помощь терпящим бедствие. Легкие, обладающие большой скоростью, имеющие малую осадку, нижний мягкий надувной борт, позволяющий без осложнения вытаскивать потерпевших из воды, надувные лодки особенно незаменимы там, где обладающие большой осадкой спасательные боты бессильны, — на мелководье у побережья. Именно в прибрежной зоне, даже при умеренном волнении, образуются крупные беспорядочные волны, переворачиваются и разбиваются о камни шлюпки и происходит немало трагедий. С 1963 г. в Англии Королевский национальный спасательный институт стал применять надувные лодки в береговой спасательной службе. За эти годы число спасательных операций, проведенных с помощью надувных лодок, увеличилось в несколько раз. В настоящее время сто пятьдесят надувных спасательных лодок, действующих у побережья Англии, спасают жизней больше, чем все катера-спасатели традиционного типа. С 1986 г. в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) все грузовые и пассажирские суда валовой вместимостью более 500 рег. т оснащаются надувными дежурными шлюпками длиной от 3,8 до 8,5 м и пассажировместимостью не менее шести человек. Шлюпки хранятся на палубе судна в наполненном состоянии, готовые к быстрому применению. Они используются для перевозки личного состава, грузов, корреспонденции с берега на судно и наоборот, для связи между судами в море, осмотра корпуса судна, выполнения мелкого ремонта и различных хозяйственных функций. Шлюпки незаменимы при ведении этих работ в штормовую погоду.
Надувным лодкам иногда находят и очень специальное техническое применение. Например, их используют для осмотра, очистки и ремонта грузовых отсеков (танков) супертанкеров. Люки для доступа в танк сверху имеют лишь небольшие размеры, и загружать через них подвесные люльки, секции разборных лесов и иные громоздкие приспособления далеко не просто. В сложенном виде лодка (которая хранится в кладовой на судне) легко проходит в горловину люка. Спущенная на дно танка, она наполняется воздухом, затем в отсек подается вода, и лодка всплывает до уровня, где должны быть выполнены те или иные работы. Она снабжена жесткой платформой, специальными карманами для инструмента и веслами для передвижения.
Аналогично применяют надувные лодки спелеологи, если на дне пещеры имеются озеро или протока реки. Иногда приходится протаскиваться в узкий вход в пещеру с лодкой, а затем наполнять ее воздухом и только потом исследовать озеро или пещеру.
Надувные суда занимают достойное место и в решении проблемы охраны окружающей среды от загрязнения. Так, в Англии с помощью специально оборудованного надувного катамарана длиной 16 м и диаметром поплавка 0,5 м ведутся контроль за чистотой моря и борьба с его загрязнением.
Доказательством прочности конструкции надувных лодок может послужить их использование в качестве транспортных средств. Например, в Италии и Англии надувные моторные лодки применяются для транспортирования крупногабаритных грузов, в том числе легковых автомобилей.
Надувные моторные лодки и катера с жестким днищем широко используются в прибрежных зонах морей для обслуживания буровых платформ, расположенных в море.
С целью улучшения скоростных характеристик судов и расширения возможностей их использования на мелководье в надувных лодках стал применяться и принцип воздушной подушки. Под днище лодки специально подводится слой сжатого воздуха для отделения ее от воды, при этом лодка приподнимается над поверхностью воды и как бы парит над ней.
В 1966 г. в Англии состоялась первая международная выставка судов на воздушной подушке. Ее посетители могли видеть множество разных конструкций лодок, в том числе и очень маленькие суденышки. На одном из них, весом меньше 40 кг, был установлен двигатель мощностью всего 2,2 кВт (3 л. с.). Этот летающий катер в форме тарелки имел надувной корпус, куда воздух подавался вентилятором, а из корпуса вытекал в воздушную подушку, так что он использовался дважды.
В последнее время появились сообщения об использовании различных конструкций гибких ограждений к надувным лодкам на воздушной подушке. Из описания отдельных примеров использования надувных лодок, разнообразия их моделей в зависимости от назначения можно сделать вывод о том, что надувная лодка — универсальное, доступное для проведения мероприятий самых различных целей плавучее средство. И нет никакого сомнения, что по мере разработки новых моделей надувных лодок область их применения будет все больше расширяться.
1.3. ПРЕИМУЩЕСТВА НАДУВНЫХ ЛОДОК
Надувные лодки имеют несколько существенных преимуществ в сравнении с обычными лодками, которые обусловлены особенностями их конструкций и применяемыми материалами. Основные преимущества лодок это компактность, небольшая масса, эластичность и упругость, транспортабельность, хорошие мореходные качества и высокая скорость, большая грузоподъемность, отсутствие необходимости особого ухода и регулярной окраски, простота аварийного ремонта, возможность хранения в домашних условиях, относительно невысокая стоимость. Большое достоинство надувной лодки заключается в том, что ее можно сворачивать или складывать для транспортирования и хранения. В свернутом состоянии она очень компактна, и ее можно хранить в любом подсобном помещении, шкафу, кладовке или даже на антресолях в малогабаритной квартире. При дальнейшем развитии водного туризма на надувных лодках берега рек в зонах отдыха будут освобождаться от излишних строений, гаражей, так как место хранения лодок не связано с водой. Благодаря небольшой массе гребной одноместной или двухместной лодки ее может легко переносить один человек. Такую лодку удобно провозить и в городском транспорте, электричке или автобусе. Надувную лодку можно взять с собой в отпуск, отправляясь за тысячу километров на мотоцикле, автомобиле, самолете. Надувная лодка дает возможность преодолевать большие расстояния в путешествиях. Транспортабельность надувных лодок позволяет планировать маршруты путешествий в районах, удаленных от транспортных путей, в комбинации с пешими походами на 50—150 км продолжительностью три —семь дней. Надувную моторную или парусную лодку в собранном виде можно перевозить в заднем багажнике легкового автомобиля и на крыше малолитражки.
Надувные лодки по сравнению с жесткими имеют повышенную безопасность плавания на воде, которая обеспечивается разделением корпуса лодки на ряд изолированных отсеков. Устройство отсеков позволяет в случае повреждения одного из них сохранить избыточное давление в остальных, не потерять форму конструкции, выдержать всю загрузку, равную полной грузоподъемности. Если у лодки окажутся поврежденными все отсеки, что практически случается крайне редко, то и тогда в них останется часть воздуха, достаточная для поддержания лодки с определенным грузом на плаву. Это качество конструкции лодки очень ценное, потому что для удаления всего воздуха из отсеков требуется время и механические усилия, так как разность давлений в поврежденных отсеках по сравнению с атмосферным незначительна.
Надувные лодки, конструкции которых изготовлены технически правильно, являются практически непотопляемыми. Повреждения их менее вероятны, чем повреждения жестких лодок, благодаря эластичности и прочности применяемых материалов. Прочность пневматического изделия по самой своей природе предполагает наличие эластичности. Прочность и эластичность заключены в основе концепции надувной лодки. Ее корпус принимает определенную форму и необходимую в эксплуатации жесткость вследствие внутреннего давления воздуха или газа и благодаря эластичным свойствам высокопрочных материалов. Надувные лодки безотказно выдерживают внешние нагрузки, легко поглощают довольно сильные удары о твердые объекты без ущерба для конструкции только из-за исключительной эластичности и упругости корпуса. Они способны отскакивать от твердых объектов, подобно резиновому мячу, совершенно не получая остаточных деформаций и не разрушаясь. При ударе лодки о плотную среду давление в оболочке повышается, но это же давление и отбрасывает лодку назад благодаря ее незначительной массе. Надувные камеры бортов лодки смягчают удар о волну настолько, что на большой волне происходит лишь забрызгивание кокпита.
Если лодка опрокинется во время плавания (ни одно плавучее средство не застраховано от неправильного обращения или несчастного случая), ее небольшая масса обеспечивает достаточную легкость возвращения лодки в рабочее положение, при этом в кокпит попадает лишь незначительное количество воды. Многих владельцев надувных лодок интересует вопрос, какова истинная грузоподъемность лодки? Она всегда несколько выше оговоренной заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации. Грузоподъемность надувной лодки зависит в основном от ее конструкции и объема воздуха, заключенного в камерах плавучести. Конструкция надувной лодки, с одной стороны, обеспечивает большую грузоподъемность по сравнению с жесткими лодками тех же размеров, а с другой стороны, имеет ограниченную пассажировместимость, обусловленную тем, что надувные борта занимают определенную часть кокпита лодки. Существует мнение, что надувная лодка способна взять столько груза, сколько его удается втиснуть в кокпит лодки. Надувные лодки, даже целиком заполненные водой, выдерживают предписанную нагрузку. В каталогах зарубежных фирм часто можно увидеть снимки моторной надувной лодки, перевозящей малолитражный автомобиль, в котором еще находятся пассажиры, а осадка лодки при этом достигает не более половины диаметра борта.
Помимо перечисленных выше преимуществ надувные лодки обладают высокими эксплуатационными качествами. Благодаря своему малому весу они имеют малую осадку, обеспечивающую повышенную проходимость по несудоходным рекам. Лодка легко скользит поверх травы на мелководье, она может «переползать» через подводные камни, преодолевая валы, ей не страшны обратные течения. Ходовые качества лодки позволяют упростить прохождение маловодных порогов и отмелей.
Спускать надувные лодки на воду и вытаскивать их на берег можно в таких местах, которые абсолютно недоступны для лодок обычного типа. Любые препятствия, встречающиеся на водном пути: труднопроходимые пороги, завалы, плотины, шлюзы — не вызывают затруднения при плавании на надувной лодке, их всегда можно обойти с лодкой по берегу и продолжать плавание дальше. Имея тщательно сконструированную форму корпуса, значительную плавучесть и хорошую остойчивость, надувные лодки могут выдерживать гораздо более тяжелые условия, чем лодки тех же размеров с жестким корпусом.
При использовании подвесного мотора к общим достоинствам надувных лодок прибавляются еще устойчивость на курсе, хорошее поведение на волне, малый радиус циркуляции, незначительная инерция хода и высокая скорость. Даже с моторами малой и средней мощности надувные лодки имеют большую скорость. Скорость лодок с моторами мощностью до 2,2 кВт (3 л. с.) составляет 10 км/ч. Загрузка оказывает малое влияние на величину скорости. Например, скорость лодки «Вега», снабженной мотором «Спутник» мощностью 1,6 кВт (2,2 л. с.), с двумя человеками составляет 6,8 км/ч, а с тремя — 6,6 км/ч. При моторах средней мощности надувные лодки с одним-двумя человеками на борту выходят на глиссирование. Так, надувная лодка «Орион-8» с подвесным лодочным мотором «Ветерок-8» и одним человеком на борту развивает скорость 27 км/ч, скорость ее при грузе 250 кг составляет 14 км/ч. Надувные лодки с моторами 14,7 — 22,0 кВт (20 — 30 л. с.) набирают скорость 50 км/ч. Скорость лодки «Орион-25» с мотором «Нептун-23» и одним человеком на борту составляет 39 км/ч, лодки СР4М фирмы «Авон» (Англия) с пластиковым днищем с мотором мощностью 14,7 кВт (20 л. с.) составляет 48 км/ч при наличии одного человека на борту и 42 км/ч — двух человек. На гонках с моторами мощностью 36,8 кВт (50 л. с.) скорости надувных лодок значительно выше и приближаются к 100 км/ч. В 1967 г. на чемпионате Европы была официально зарегистрирована скорость 85 км/ч. Ее показал Виктор Анто-ники, выступивший на лодке «Аттака» производства французской фирмы «Аэрозур» с мотором «Картини» мощностью 40,4 кВт (55 л. с.). В 1973 г. надувной катамаран класса ДР показал скорость 90,1 км/ч.
В связи с принятыми в нашей стране мерами по охране окружающей среды на многих реках введено ограничение мощности моторов, применяемых на лодках. В этих условиях наибольшее применение, на наш взгляд, могут найти надувные лодки с моторами малой и средней мощности, обладающие хорошими скоростными характеристиками и меньшим расходом горючего на пройденный километр. Использование таких лодок замедлит размывание берегов, уменьшит гибель рыбной икры и молоди, улучшит гидрологический режим рек, создаст безопасные условия для отдыхающих в курортных зонах.