РУЧКИ ДЛЯ ПЕРЕНОСА ЛОДОК, РЫМ-РУЧКИ
Волок и перетаскивание надувной лодки по грунту недопустимы, поэтому для переноса лодки до водоема, даже на небольшое расстояние, необходимы ручки. К ручкам переноса предъявляются специальные требования: они должны быть прочными и удобными по конструкции, зазор для руки должен быть не менее 120 х 30 мм. Места расположения ручек на корпусе лодки зависят от ее размеров и формы в плане. На лодках О-образной формы средних размеров длиной до 3,5 м ручки устанавливают в ДП в носу и корме, на лодках У-образной формы таких же размеров ручки располагают в носу в ДП и на консолях. Лодку могут переносить два-три человека. Для лодок весом более 50 кг и длиной более 3,5 м предусматривают несколько пар ручек, размещенных на бортах лодки попарно симметрично друг другу. У одноместных лодок ручки, как правило, не делают, так как размеры и вес лодки позволяют переносить ее на воду без них.
Для буксировки надувной лодки другим судном на ней установлено присоединительное устройство для крепления буксировочного троса. При полной загрузке лодки и длине буксировочного троса, равной трем длинам лодки, это устройство должно обеспечить буксировку при скорости 7—11 км/ч. Обычно в качестве присоединительного устройства используют рым-ручки, с помощью которых можно переносить лодку, а также присоединять к лодке буксировочный трос (рис. 2.65).
На большинстве моделей надувных лодок рым-ручки изготовлены из резины, они удобнее ручек из тесьмы, шнура или металлических, которые имеют вид кольца и режут руку при переносе лодки. Очень удобной конструкцией обладают рым-ручки, примененные на моделях надувных моторных лодок французской фирмы «Зодиак». Рым-ручки имеют форму двугранного угла и состоят из трех основных частей: горизонтальной оси, упорной части, расположенной по грани угла, и шарнирно прикрепленной к корпусу лодки собственно ручки, имеющей форму трапеции. Меньшее основание последней является горизонтальной осью, образует одну из плоскостей двугранного угла и элемента упора с выемками по центру и является другой плоскостью двугранного угла. Двугранный угол составляет не более 90°. Для буксировки лодки трос крепят
к выемке на упорной части ручки, при этом собственно ручка большей площадью опирается на надувной борт (рис, 2.66), а при подъеме лодки за ручку (рис. 2.67) упорная часть перераспределяет усилия на борт.
В другой конструкции ручек в форме двугранного угла швартовное кольцо и скоба ручки соединены с втулкой основания поворотным валиком (рис. 2.68). В сложенном положении ни один из элементов (швартовное кольцо или скоба ручки) не выступает над корпусом лодки, так как для них сделаны углубления на опорной поверхности. Валик выполняют в виде элемента, работающего на разрыв с предварительно рассчитанной прочностью, поэтому в случае поломки ручки под действием избыточной нагрузки надувному борту лодки не может быть нанесено повреждения.
Для поддержания человека на воде вблизи лодки и для удобства его посадки в лодку служит спасательный леер, который располагают по наружному контуру лодки и крепят к бортам с помощью формованных деталей или сборных деталей из тесьмы и прорезиненной ткани. Леер представляет собой гибкую связь, например шнур, канат или трос. Он не должен быть лакированным, скользким, иметь дефекты и острые режущие кромки. Диаметр леера для моторных лодок выбирают обычно не менее 8 мм.
На лодках с моторами большой мощности применяют дополнительный внутренний леер, который крепят к внутренней верхней части бортов и используют в качестве поручня с целью предохранения человека от случайного падения за борт при движении лодки на большой скорости или сильном волнении.