КЛАПАНЫ НАПОЛНЕНИЯ И СТРАВЛИВАНИЯ
В любой конструкции надувной лодки на каждый изолированный отсек предусмотрен, как минимум, один клапан, через который осуществляется наполнение лодки воздухом. Для установки клапанов сделаны отверстия внутри кокпита на верхней части бортов, как правило, симметрично относительно ДП на обоих бортах.
Существуют два варианта клапанов: в виде пробок (рис. 2.57)
и в виде вворачиваемого запорного органа или устройства, пропускающего воздух только внутрь оболочки лодки. По первому, наиболее простому, варианту к лодке в отверстие вклеивается эластичный фланец с прямой или Г-образной трубкой, закрывающейся пробкой. Такие устройства чаще применяются на прогулочных лодках и байдарках, например на лодке «Зарянка», надувных байдарках «Ласточка-11» и «Ласточка-21», лодке «Язь-1». Они обеспечивают надежное удержание воздуха в оболочке, и при необходимости отверстия можно быстро открыть для стравливания воздуха, однако для наполнения лодок требуются мехи-насосы с обратным клапаном. Кроме того, в момент окончания наполнения возможна утечка воздуха при закрытии пробкой. Подкачивание воздуха при эксплуатации лодок также затруднено. На большинстве лодок имеются обратные клапаны. Клапаны устанавливают через приклеенный к оболочке фланец, в который вворачивают корпус клапана.
К клапанам предъявляется ряд требований. Основное требование — обеспечение надежного воздухонепроницаемого закрытия вручную и быстрого стравливания воздуха из отсека после окончания эксплуатации лодки. Клапаны не должны располагаться в местах, предназначенных для пассажиров. Клапаны не должны быть помехой также управлению лодкой, загрузке и разгрузке лодки. По существующей методике испытаний клапаны проверяют на сопротивление и утечку воздуха.
На надувных лодках чаще применяются обратные клапаны, запорный орган которых выполнен эластичным или жестким. Разновидностью клапанов с эластичным запорным органом является клапан, применяемый на лодках, выпускаемых Уфимским заводом РТИ. Клапан состоит из корпуса, вворачиваемого во фланец, и прикрепленной к нему эластичной резиновой трубки, сплюснутой на свободном конце. При подаче воздуха сплюснутый участок расширяется и после наполнения лодки благодаря эластичности резины и под действием внутреннего давления опять сжимается и препятствует выходу воздуха из лодки. Существует целый ряд модификаций такого клапана. Например, сплюснутый конец эластичной трубки может быть свернут в спираль, может быть выполнен с поперечным гофром или быть вогнутым вдоль трубки. Сравнительные испытания клапанов с трубками одинакового диаметра (7,5 мм): плоской и выгнутой по дуге с радиусом кривизны 10 мм — показали, что у последнего клапана утечка воздуха меньше в три раза.
Одно из технических решений клапана предусматривает отжатие эластичной мембраны дополнительно вставляемой в корпус втулкой, через которую и стравливается воздух (рис. 2.58). Иногда в качестве запирающего элемента клапана для бортов надувных лодок применяют перемещающуюся в направляющих корпуса перпендикулярно к оси впускного отверстия задвижку (рис. 2.59). Известны и конструкции клапанов, вмонтированных в трубку поддува бортов (рис. 2.60).
В настоящее время на многих моделях отечественных лодок и некоторых зарубежных, например фирмы «Силин-жер» (Франция), применяется лепестковый клапан в виде тарелки, поджимаемой упругим эластичным штырем к седлу корпуса клапана, вворачиваемого во фланец (рис. 2.61). При наполнении лодки воздух, подаваемый под давлением мехом-насосом, отгибает края лепесткового клапана и проникает внутрь лодки (рис. 2.62). При выходе из нее он встречает на своем пути этот же лепесток и прижимает его к седлу, закрывая себе выход из лодки. Корпус клапана закрывают крышкой с уплотнительной прокладкой и привязывают шнуром к фланцу. Для стравливания воздуха из лодки корпус клапана выворачивают из фланца.
Эластичные клапаны имеют следующие недостатки: при попадании в запорный элемент мелких частиц (например, песчинок) происходит частичное стравливание воздуха; резина при длительном пользовании клапаном теряет свои эластичные свойства. На некоторых многосекционных лодках, отечественных и зарубежных (фирмы «Зодиак», «Пирелли» и др.), нашли применение многоходовые клапаны, позволяющие через один клапан наполнять несколько смежных отсеков. Перераспределение воздуха в отсеки и запирание его при поочередном наполнении отсеков осуществляются либо поворотом клапана-крана в корпусе, либо перемещением внутри корпуса плунжерного запорного устройства с уплотнением (рис. 2.63). Клапаны располагаются чаще всего вблизи перегородок, разделяющих смежные секции, или в трубках, соединяющих смежные секции снаружи бортов.
Степень наполнения надувной лодки контролируется с помощью предохранительных клапанов самых различных конструкций, которые могут устанавливаться на лодку как отдельно, так и совмещенно с клапанами
наполнения и стравливания. Предохранительные клапаны применяются в основном на крупногабаритных и требующих быстрого наполнения лодках, накачиваемых от систем сжатого воздуха, газом из баллона или выхлопными газами двигателя. Такие устройства наполнения могут создать внутри бортов лодки давление, значительно превышающее рабочее, и тем самым привести к повреждению оболочек отсеков. Повышенное давление возможно на лодках, предназначенных для эксплуатации в районах с жарким климатом. Такие лодки целесообразно снабжать предохранительными клапанами.
Самая простая и распространенная конструкция несовмещенного предохранительного клапана состоит из мембраны, которая прижимается к седлу клапана пружиной или эластичным элементом, оттарированными на расчетное давление. При превышении этого давления мембрана открывает выход воздуха из отсека, а при установлении рабочего давления снова закрывает клапан. Реже встречаются предохранительные клапаны, совмещенные с клапаном наполнения, вследствие сложности их конструкции (рис. 2.64).
Некоторые лодки вместо предохранительных клапанов комплектуются устройствами-сигнализаторами, рассчитанными на определенное давление. Одна из конструкций таких устройств представляет собой эластичную полусферическую мембрану, вставляемую в отверстие надувного борта сферой вовнутрь. Подбором эластичности, толщины материала и радиуса сферы добиваются того, что при превышении рабочего давления сфера с хлопком резко выгибается наружу борта. Материал сферы выбирают ярких сигнальных цветов. На небольших надувных лодках из неармированных материалов (например, пленки), имеющих значительное относительное удлинение, применяют простой по конструкции указатель давления. На борт лодки в месте размерной базы приклеивают эластичную пластинку с указанными величинами рабочих давлений и контрольную планку из прозрачного материала, под которую вставлен указатель. При повышении давления расстояние между контрольной планкой и базой указателя меняется, и по риске на контрольной планке определяют величину рабочего давления в отсеке.