УКЛЮЧИНЫ
Уключины на надувных лодках расположены чаще всего в районе плоскости миделя и обычно состоят из эластичного основания, обеспечивающего равномерное распределение удельной нагрузки от усилия гребца на поверхность борта, и опорного элемента, зачастую отформованных как одно целое. Конструкция опорного элемента применяется в виде пластины треугольной, прямоугольной или трапециевидной формы с отверстием для валка весла. Отверстие может иметь цилиндрическую, овальную (рис. 2.41),
квадратную или другую форму, сопряженную с конфигурацией валка весла. Форма отверстия должна обеспечивать возможность гребка веслом в направлении вперед и назад на угол не менее 60° В некоторых конструкциях опорный элемент выполняют в виде жесткого кольца, которое опирается на борт и присоединяется к нему с помощью эластичных прорезиненных лент, или в виде разъемной петли из эластичного материала (типа ремешка), которая приклеивается своим основанием к борту.
В других конструкциях для обеспечения постановки весла сверху опорного элемента в нем делают прорезь (зев) несколько меньшего размера, чем диаметр валка весла, т. е. опорный элемент состоит из двух крюкообразных выступов, расположенных по одной оси навстречу друг другу. Такие уключины используются на надувных лодках «Ред-старт», «Редкрест» фирмы «Авон» (Англия), на надувных шлюпках фирмы «Данлоп» (Англия) и на наших лодках «Орион-30» и «Орион-301».
Известны конструкции уключин, опорные элементы которых выполнены в виде двух Г-образных выступов, расположенных параллельно и навстречу друг другу с зазором, несколько меньшим диаметра валка весла (рис. 2.42). Другой вариант такой конструкции представляет соединение
Г-образных частей выступов перемычкой, выполненной как одно целое с Г-образным выступом и основанием.
Подобные конструкции уключин позволяют размещать и фиксировать валок весла между выступами вдоль борта (рис. 2.43), Рис. 2.43.
Уключина с веслами не пользуются, на фиксирующими элементами пример на моторных лодках. В весла вдоль борта этом случае лопасть весла и веретено дополнительно фиксируют к борту ремнями, зажимами, специальными карманами и другими приспособлениями, обеспечивающими быстрый перевод весла из рабочего положения в нерабочее. Для этой же цели разработана компактная монолитная уключина из эластичного материала, с помощью которой весло также может быть быстро переведено из рабочего положения в нерабочее и наоборот, и надежно закреплено в нерабочем положении без применения дополнительных крепежных деталей. В этом случае опорный элемент выполнен в виде створок, которые устанавливаются на основании уключины и имеют форму цилиндрической втулки с разрезом. Внутренний диаметр втулки несколько меньше, чем диаметр валка весла. На каждой створке параллельно между собой и навстречу друг другу сделаны Г-образные выступы с зазором между их плоскостями. Верхние горизонтальные части выступов соединяются по всей длине опорного элемента и образуют общую полку, придающую уключине дополнительную жесткость.
Описанные выше конструкции уключин имеют опорный элемент, специально расположенный вдоль борта. Другую разновидность составляют уключины, у которых опорный элемент может смещаться как поперек борта, так и вдоль него в зависимости от условий расположения гребца в лодке, его антропологических данных и других причин. Оригинальной конструкцией, нашедшей широкое применение на надувных гребных лодках «Айгуль», «Славянка», «Дельфин», является уключина, показанная на рис. 2.44.
Она состоит из двух эластичных опор с гнездами, расположенными вдоль борта. В эти гнезда вставляются штыри одной стороны жесткого элемента треугольной формы. Треугольный элемент имеет возможность поворачиваться в гнездах опор поперек борта, тем самым изменяя расположение опорного элемента, шарнирно присоединенного к жесткому элементу.
Другую группу конструкции уключин составляют уключины с вертикально расположенным штырем в их основании, приклеенном к надувному борту лодки (рис. 2.45).
Уключина имеет вращательную степень свободы вокруг вертикальной оси с фиксацией, ограничивающей перемещение весла по вертикальной оси. Вилка такой уключины I может прикрепляться к веслу жестко или шарнирно. Поскольку чаще всего эти уключины изготовляются жесткими (из металла или пластмассы), они имеют или съемную, или откидывающуюся в горизонтальное положение конструкцию для обеспечения лодке достаточно компактной упаковки (рис. 2.46). Для откидывания уключины в горизонтальное положение в опорном элементе предусмотрен боковой вырез. Во избежание легкого проворачивания штыря уключины подбирают материалы штыря и основания различных эластичности и жесткости, которые создают между подвижными и стационарными частями уключины определенную степень трения.
Для учета антропологических характеристик человека разработана конструкция уключины с изменяющимся по высоте опорным элементом. Она выполнена в виде двух шарнирно соединенных пластин, одна сторона которых прикрепляется к борту, а вторая опирается на борт с фиксированием определенного угла между пластинами. Уключина весла в этом случае находится в месте расположения шарнирного соединения. Изменяя угол между пластинами, можно изменить высоту уключины и расстояние между уключинами на обоих бортах.
Уключины, опорный элемент которых может перемещаться вдоль борта лодки (рис. 2.47),
из-за своей сложности в настоящее время не нашли широкого применения. Более сложные конструкции опорных устройств для весел, изготовляемых фирмой «Метцейлер» (ФРГ) для некоторых моделей лодок, представляют собой единую рамную конструкцию вместе с сиденьем, расположенную на надувном днище лодки и облегающую борта. Уключины расположены на продолжении рамной конструкции за бортами. Такое устройство уключин обеспечивает комфорт при гребле, дает возможность перемещения весел вдоль бортов, создает достаточную жесткость опоры, перераспределяет усилия при гребле, повышает скорость передвижения на веслах.
На большегрузных надувных лодках, предназначенных для сплава по горным рекам, в носовой или кормовой части устанавливают дополнительные уключины.
Если уключины помещают на жестком транце, то их выполняют чаще всего складывающимися или поворотными.