Опрос:
Днище надувной лодки

ДНИЩЕ

Целостность форме лодки, образованной бортами, придает днище. Днище изготовляют из прочных прорезиненных тканей. Наружная резиновая обкладка днища гарантирует надежную защиту его от истирания, воздействия горючих и смазочных веществ. Наиболее распространенным является плоское эластичное днище, которое приклеивают к бортам лодки. Оно несложно по конструкции, технологично в изготовлении и обеспечивает небольшой вес лодки. Известны решения съемных плоских днищ, которые герметично пристегивают к бортам или прикрепляют способом заворачивания на борта. Однако такие днища не получили достаточно широкого распространения.

Почти все надувные гребные лодки имеют плоское эластичное днище, которое по всему периметру приклеено к бортам. Днище имеет существенный недостаток: оно прогибается под тяжестью сидящего человека и принимает форму корыта, что ухудшает гидродинамические качества лодки и создает некоторые неудобства человеку, особенно при длительном плавании. Для устранения этого недостатка в некоторых конструкциях надувных гребных лодок, например лодки «Дельфин», введена легкая разборная слань, состоящая из двух пайолов. Слань укладывают на днище под надувные борта в центральной части лодки. Она равномерно распределяет нагрузку сидящего человека на днище, обеспечивает общую жесткость лодки, устраняет деформацию днища при нагрузке (под тяжестью человека днище не прогибается). Кроме того, на елани могут быть устроены упоры для ног, что создает дополнительные удобства при гребле.

У катамаранов функции днища чаще всего выполняет настил, который располагается выше уровня воды и крепится к поплавкам на любом уровне. Настил в виде платформы представляет собой разборную конструкцию, которая состоит из продольных и поперечных балок, соединяющих воедино все части судна. Известны и конструкции, в которых балки (по крайней мере, две из соединяющих борта) могут быть расположены Х-образно. Для уменьшения действия на судно ударных нагрузок, например при волнении, соединительные узлы в платформе выполняют подвижными, обеспечивая тем самым возможность их некоторой деформации. При такой конструкции, применяемой в основном для больших катамаранов, поплавки изменяют дифферент независимо друг от друга. Настил катамарана может быть выполнен жестким или мягким, из сетки или плотной ткани, которые пришнуровываются через петли к балкам платформы (рис. 2.21).

Плоское эластичное днище небольших катамаранов приклеивают герметично в центральной или верхней части поплавков, что исключает попадание воды в кокпит снизу. Но и в этом случае каркас изделия создают разборные жесткие продольные и поперечные связи. Для моторных надувных катамаранов платформа может быть выполнена и в виде герметичного короба, например, из пластика, прикрепленного гибкими связями к баллонам (поплавкам) (рис. 2.22).

В настоящее время широкое распространение во всем мире получили лодки с надувным днищем (рис. 2.23).

Надувное днище повышает надежность и безопасность плавания лодки, дает возможность эксплуатировать ее при более низких температурах окружающей среды, так как оно играет роль своеобразного изолятора, повышает комфортабельность лодки, например смягчает удары о камни при переходе мелких перекатов. В лодке с надувным днищем совсем необязательно пользоваться сиденьями, человек может удобно расположиться прямо на днище. Лодку с надувным днищем можно использовать и для ночевки, соорудив над ней нечто вроде крыши. Надувное днище изготовляют из двух полотнищ, которые соединяются внутренними перегородками, чаще продольно расположенными, и образуют несколько отсеков. Конструктивное расположение таких перегородок может быть самым разнообразным. Примером сложного комбинированного продольного и поперечного расположения перегородок надувного днища может служить конструкция днища лодки А-330 фирмы «Семперит» (Австрия). Для некоторых конструкций лодок, например надувных байдарок, практически функции надувного днища выполняют соединенные между собой надувные борта. На парусных и моторных лодках с моторами малой мощности надувное днище позволяет отказаться от применения кильсона и слани, уменьшить время сборки и разборки лодки и значительно упростить ее, сделать лодку более компактной. Надувное днище для этих лодок может быть выполнено и с килеватостью, образованной надувными элементами днища разных объемов и сечений с использованием перегородок разной высоты.

Для наблюдения за морским дном, подводным и растительным миром, фотографирования подводных объектов в некоторых конструкциях лодок отдельные участки днища выполнены прозрачными. Для спуска и подъема аквалангистов в днище встраивают эластичный тубус, который может быть герметизирован (рис. 2.24).

Днище надувных лодок, используемых с моторами средней и большой мощности, имеет более сложную конструкцию по сравнению с днищем гребных и парусных лодок. Оно должно иметь большую килеватость, продольную и поперечную жесткость, обеспечивать высокую скорость лодки, которое приклеивают к надувным бортам или монтируют съемно (рис. 2.25, 2.26, 2.27, 2.28).

Такое днище изготовляют из легких сплавов металлов или из пластмассы и стеклопластиков методом формования. Накладываемый сверху днища настил образует герметичную воздушную полость. Он может быть съемным или отформованным вместе с днищем. Пространство между настилом и внутренней частью днища часто заполняют пенопластом, что обеспечивает одновременно жесткость конструкции днища и его непотопляемость. Лодка будет находиться на плаву даже в том случае, если все надувные отсеки окажутся разгерметизированными и потеряют плавучесть.

Надувные лодки с жесткими днищами используются с мощными моторами для спортивных целей, проведения спасательных и научно-исследовательских работ.

Преимуществами конструкции жестких днищ являются их долговечность, отсутствие деформации и «биения» на волне, обеспечение надежной жесткости всей лодки. Лодка с жестким днищем быстрее выходит на глиссирование, обладает большей скоростью, более экономична в эксплуатации. При глиссировании только жесткое днище находится в контакте с водой, оно плавно скользит по зыби, обеспечивая комфорт находящимся в лодке людям. На волнении лодка с жестким днищем захлестывается чрезвычайно редко. При максимальных скоростях обеспечивается стабильность хода по прямой, что важно при длительных переходах в море. Однако длинная подводная часть днища не позволяет выполнять лодке слишком резкие виражи. Для этого необходимо сбрасывать скорость, существенно снижая частоту вращения двигателя.

Лодки, имеющие жесткие днища и надувные борта, принято называть также полужесткими. Основным недостатком лодок полужесткой конструкции является невозможность их складывания при транспортировании. Поэтому хранение лодок этого типа в зимнее время доставляет некоторые неудобства. Этот недостаток частично устраняется выполнением покрытия подводной части резинотканевого корпуса из отдельных съемных жестких элементов. Элементы соединяются между собой стыковочными замками, системой гибких связей — поясов на застежках. Пояса связи не только соединяют между собой элементы покрытия, но и обеспечивают плотное прижатие его ко всей подводной поверхности корпуса надувной лодки при ее надувании. Вид снизу частично смонтированного покрытия показан на рис. 2.29.

Жесткое каркасное покрытие в виде нескольких отдельных фасонных деталей изготовляют из тонкой листовой нержавеющей стали толщиной 0,4 мм, или из дюралевого листа толщиной 1,5 мм, или из другого аналогичного материала с обклейкой липкой лентой. Такая конструкция предохраняет корпус надувной лодки от повреждений, придает гладкость и устойчивость его смоченной поверхности и обеспечивает хорошую транспортабельность лодки.

К Оглавлению