Опрос:
Трейлеры для перевозки лодок
Трейлеры для перевозки лодок

 

Не нужно доказывать, что лучше всего иметь хорошую вместительную лодку, буксируемую за машиной на специальном прицепе—трейлере. По сравнению с перевозкой лодки на верхнем багажнике такой вариант дает значительные преимущества. Вес и габариты лодки практически не ограничиваются, кузов автомобиля не несет дополнительной нагрузки, упрощается и погрузка-разгрузка самой лодки. Наконец, лодка на трейлере становится дополнительным багажником.

Промышленный выпуск специальных трейлеров для перевозки лодок у нас в достаточном объеме еще не налажен. Многие автолюбители делают трейлеры сами, руководствуясь «Общими техническими требованиями на прицепы для легковых автомобилей», согласованными с Управлением госавтоинспекции МВД СССР и утвержденными Министерством автомобильной промышленности СССР в 1970 г. Приводим важнейшие положения этих требований,  а  также  некоторые  типовые  узлы  трейлеров  (рис. 262).

Прицепы допускается изготовлять только одноосными, с шириной колеи и дорожным просветом не менее, чем у основного тягового автомобиля. Габаритные размеры прицепов должны быть: длина — до 1,5 длины тягового автомобиля, но не более 8 м; высота — до 1,5 размера колеи прицепа, но не более 2,5 м; ширина может превышать ширину тягового автомобиля не более чем на 200 мм на каждую сторону, но при этом не должна быть более 2,5 м.

Максимальный полный вес прицепа (с грузом) не должен превышать 60% снаряженного веса тягового автомобиля. Если прицеп с лодкой весит более 30% автомобиля, то на нем должны предусматриваться тормоза.

С автомобилем трейлер допускается соединять сцепным устройством только стандартного шарового типа (нормализованные размеры шара приведены на рис. 263).

 Изгиб шейки шара (или ее высота до плиты кронштейна, крепящегося к автомобилю) должен начинаться не ближе 32 мм от центра шара, а переход сферической поверхности в шейку — располагаться в пределах заштрихованной зоны. Высота центра шара над поверхностью дороги при полной нагрузке автомобиля не должна быть менее 350 мм. Центр шара должен отстоять от конструкций автомобиля минимум на 75 мм; замок должен обеспечивать беспрепятственный поворот дышла по 60° на сторону и на 25 вверх и вниз в вертикальной плоскости. Вертикальное статическое давление, передаваемое от сцепного устройства на шар, должно быть в пределах 25—50 кг.

Одна из возможных конструкций замкового устройства показана на рис. 264.

Устройство состоит из двух шаровых вкладышей 5, один из которых вваривается в трубчатый корпус 2, другой приварен к подпружиненному рычагу 4. Оттянув рукоятку фиксатора 3, шар 6 сцепного устройства свободно заводят в замок, затем отпускают рычаг на место. Для надежности замок запирают штырем 7. Корпус замка соединяется с дышлом 1 через муфту 10 и болт 8, на котором предусмотрены резиновые или пружинные амортизаторы 9 двойного действия.

Кронштейн, на котором крепится шар сцепного устройства, желательно выполнять в виде одной поперечной и двух продольных связей из угольников или труб. Поперечная связь крепится теми же болтами, что и задний бампер автомобиля; продольные — закрепляются к раме или кузову.

Должно быть предусмотрено страховочное крепление дышла трейлера к автомобилю с помощью цепей или тросов. Цепь перекрещивается под дышлом таким образом, чтобы оно поддерживалось на весу, если по каким-либо причинам сломается шаровая сцепка. Длина цепей принимается минимальной; важно, чтобы они не мешали свободному повороту автомобиля.

На трейлере достаточно иметь четыре опоры, размещенные в местах наибольшей жесткости и прочности корпуса лодки (рис. 265).

Опора 4 у транца выполняется в виде поставленных с учетом килеватости днища продольных или поперечных брусьев (с мягкой обивкой верхних кромок) или ряда поперечных вращающихся роликов 5, покрытых резиной. Кормовая опора должна располагаться в непосредственной близости от транца, чтобы воспринимать вес наиболее тяжелой части корпуса и уложенного в корме подвесного мотора, препятствовать качанию или смещению лодки в поперечном направлении.

Опорой киля служит устанавливаемый в носовой трети длины корпуса небольшой кильблок 2 или рядобрезиненных роликов 3 под килем на продольной балке трейлера. Эта опора должна препятствовать боковым смещениям лодки и направлять ее при погрузке на трейлер.

Опора форштевня — стойка с башмаком, прилегающим к обшивке у штевня, и рымом, к которому крепится специальный обушок 1 на носу лодки. Этот носовой обушок является непременной деталью лодки, перевозимой на трейлере. По зарубежным стандартам обушок устанавливается на форштевне на высоте 416 мм от линии киля для лодок длиной до 4,8 м и 508 мм — для лодок большей длины. За этот же обушок крепится трос лебедки для погрузки лодки на трейлер, а также буксирный конец при аварийной буксировке лодки по воде.

Бортовые опоры размещаются по бокам в районе скул лодки; они не должны воспринимать вес и только фиксируют положение лодки от сдвига вбок или крена.

От перемещения вверх лодка фиксируется бандажом — плоской хлопчатобумажной или капроновой лентой, снабженной металлическими протекторами в местах перегибов на бортах. С помощью винтовых стяжек — талрепов бандаж плотно подтягивает корпус лодки к опорам трейлера. Лодка может быть подтянута к раме и двумя короткими тросами с захватами, навешенными на транец. Важно, чтобы во всех случаях была исключена возможность перетирания креплений и повреждения обшивки лодки.

Непременной деталью трейлера должна быть откидная опорная стойка, закрепленная на дышле снизу, вблизи замка, для обеспечения устойчивого положения отцепленного трейлера. На ходу стойка должна подниматься, чтобы не ухудшать проходимости автопоезда.

Трейлер оборудуется внешними световыми приборами по ГОСТ 8769—69, кронштейном для крепления номерного знака (по ГОСТ 3207—65).

На всех наружных поверхностях трейлера не должно быть острых кромок и углов, а на боковых поверхностях — выступающих деталей, которые могут явиться причиной травматизма. Внешняя форма прицепа, а также детали оформления должны соответствовать современным эстетическим требованиям.

К содержанию