Опрос:
Неисправности системы питания подвесного мотора
Неисправности системы питания подвесного мотора

 

Прекращение подачи топливной смеси в цилиндр — наиболее частая причина остановки двигателя.

Поиски неисправности следует вести последовательно от простого к сложному. Проверьте, открыто ли вентиляционное отверстие в пробке бака (если нет, то подача топлива приостановилась из-за образовавшегося в баке разрежения). Если груша на шланге неупруга и медленно распрямляется после нажатия, значит под ее клапан попала грязь или засорился заборник в бензобаке. Чтобы проверить герметичность клапана, попробуйте подсосать воздух через конец шланга, подсоединенный к баку.

При необходимости нужно прочистить и продуть клапан в ниппеле, сняв с него конец груши.

Проверьте бензонасос (рис. 175). Отсоедините его от карбюратора и прокачайте топливо грушей. Если бензин из шланга не потечет, значит бензонасос неисправен: неплотно прилегают клапаны, разорвалась диафрагма, забился грязью отстойник или засорилась сетка фильтра. Очистить отстойник 14 и сетку 12 можно, отвернув гайку 16 и отведя серьгу 15. При установке отстойника на место нужно плотно прижать уплотнительную шайбу 13, чтобы не подтекал бензин (убедиться в этом следует на работающем

моторе). Для осмотра клапана и диафрагмы 5 отсоедините насос 2 от двигателя и, отвернув винты, снимите крышку 8. Обратите внимание, не провертывается ли корпус клапана 3 в гнезде.

На рисунке также видны: штуцер /, мембрана 4, шайба 6, винт 7, кронштейн 9, зажим 10, шланг 11, винт 17.

Кстати, советуем заменить резиновые шланги, соединяющие насос с карбюратором, картером и входным штуцером, пластмассовыми от бензопровода веломотора «Д6». Эти трубки прозрачны, что упрощает контроль за работой системы питания двигателя.

Наконец — карбюратор. Может загрязниться отверстие главного жиклера. Прочищают его, вывернув регулировочную иглу и прокачав грушей. Скопилась грязь в поплавковой камере? Выньте поплавок, удалите грязь и промойте камеру бензином. Карбюратор не работает, если он переполнен топливом (в этом случае из отверстия в крышке поплавковой камеры вытекает бензин) или, наоборот, топлива в нем недостаточно. Проверьте, не заедает ли игольчатый клапан, не пробит ли поплавок, не отогнут ли его рычаг, не износилась ли ось.

И еще одна неисправность, которая может кончиться аварией. Если двигатель неожиданно сбросил обороты, а из выходного отверстия карбюратора выбрасывается топливо, значит произошла поломка или выкрашивание впускного пластинчатого клапана (либо износились диски золотников на «Вихре»). Двигатель нужно немедленно остановить, иначе могут образоваться задиры в цилиндрах. Если запасного клапана нет, на первый случай замените его вырезанным из консервной банки.

 

Как устранить переполнение карбюратора

 

Переполнение поплавковой камеры — одна из наиболее частых неисправностей карбюратора, которую легко обнаружить на ходу лодки по вытекающему из контрольного отверстия поплавковой камеры топливу. Причиной этого может быть не только износ запорной иглы и ее седла, но и (на карбюраторе «Вихря», например) изгиб рычага, закрывающего клапан, и задевание отогнутого усика рычага (у оси поворота) за корпус карбюратора в крайнем верхнем положении поплавка. Все это легко исправимо. Рычаг подгибается так, чтобы при запертом положении иглы зазор между его концом и крышкой поплавковой камеры был 2—3 мм; при этом и усик не будет касаться корпуса карбюратора.

Перелив топлива в карбюраторе типа ЛМЗ-100 на «Москве-10» также происходит из-за изгиба рычага, припаянного к поплавку. Выправить рычаг нужно так, чтобы поплавок был параллелен разъему при перевернутой нижней части карбюратора.

Устанавливаемый на многих моторах карбюратор К36 (различных буквенных обозначений) имеет только одно фиксированное положение поплавка, поэтому регулировать силу запирания в поплавковой камере нельзя. Здесь устранить перелив можно, установив между картером и бензопомпой прокладки с меньшим отверстием; подберите такой его диаметр, при котором перелива нет, но помпа нормально качает горючую смесь.

 

Проверка системы зажигания

 

Чтобы в течение всего сезона система зажигания работала безотказно, рекомендуем весной тщательно проверить все ее элементы.

Начните с магнето, сняв маховик с вала специальным съемником, имеющимся в комплекте инструмента. Осмотрите башмаки магнитов. Если на них видны следы касания сердечников катушек зажигания, надо увеличить зазор в магнитопроводе, отвернув винты крепления сердечника катушки от основания магнето и слегка сдвинув его к центру. Сердечник магнето МН-1, зафиксированный штифтами (моторы «Нептун» и «Прибой»), сдвинуть невозможно; здесь придется слегка опилить места касания напильником.

Если детали магнето обильно забрызганы маслом — обязательно снимите плату магнето с двигателя и тряпкой, смоченной в бензине, тщательно протрите все детали.

Обратите внимание на состояние рабочих поверхностей контактов прерывателей: на них могли образоваться следы выработки. По этим следам можно определить, правильно ли стыкуются контакты, нет ли перекоса по высоте. Выработку устраните надфилем и отшлифуйте контакты самой мелкой наждачной шкуркой. При этом одной из рабочих поверхностей' каждого прерывателя (молоточку или наковальне) полезно придать слегка сферическую форму — контакты будут работать надежнее. Положение молоточка по высоте регулируется тонкими стальными шайбами, которые вы сняли, разбирая прерыватель. Устанавливая их выше или ниже молоточка, добейтесь полного совпадения контактов по высоте.

Под подушкой прерывателя и на рабочей поверхности кулачка всегда должна быть смазка. Рекомендуется использовать тугоплавкие термостойкие смазки ЦИАТИМ-201 ШШ--221, УТВ, графитовую НК-50. Применение других марок нежелательно, так как при нагреве деталей во время работы двигателя смазка будет стекать на контакты и магниты; сухое трение увеличивает истирание подушки прерывателя, зазор в прерывателях уменьшается, зажигание становится слишком ранним, а это приводит к хлопкам в карбюраторе и перегреву двигателя.

Прерыватели магнето МЛ-10-2с (моторы «Москва-10» и «-12,5», «Ветерок-8» и «-12») могут иметь такие дефекты, как покачивание оси наковальни и неплотная клепка контакта молоточка (контактная бронзовая пластина, идущая к конденсатору, имеет небольшой поперечный люфт). Если нет запасного прерывателя, можно устранить дефект осторожным подклепывапием легким молоточком. На этом же магнето возможен износ боковой поверхности пластмассового толкателя. Ремонтировать толкатель смысла нет — его можно использовать вновь, перевернув на 180° вокруг горизонтальной оси; тогда рабочей станет противоположная, еще не изношенная поверхность. Поскольку форма его довольно проста, несложно изготовить новый толкатель из гетинакса или текстолита подходящей толщины. Его нужно подогнать по пазу основания магнето так, чтобы он свободно перемещался вдоль паза, но не имел поперечного люфта.

Теперь остается убедиться в надежности крепления конденсаторов и контакта их с платой магнето, осмотреть места паек и подозрительные пропаять.

Картонные каркасы катушек на моторах «Москва-М», «-12,5», «Ветерок-8» и «-12» боятся сырости, поэтому советуем их герметизировать. Для этого надо снять их с сердечника, основательно просушить и покрыть снаружи эпоксидным клеем (на 100 вес. ч. смолы ЭД-5 или ЭД-6 20 вес. ч. дибутилфталата плюс 10—12 вес. ч. полиэтилен-полиамина).

После этого можно собрать магнето. Впоследствии, перед установкой на двигатель, не забудьте смазать фильц несколькими каплями масла (можно применять то же масло, которое добавляется в бензин).

При исправных свечах слабая искра свидетельствует о повреждении трансформатора, конденсатора или прерывателя. Чтобы проверить исправность конденсатора, нужно включить его в осветительную сеть 127 или 220 В. Если цепь окажется замкнутой (загорится лампочка), конденсатор необходимо поменять.

Проверяя искру первой свечи, помните, что провод второй свечи нужно подсоединить на массу двигателя. Этим вы предотвратите пробой индукционных катушек высоким напряжением. По той же причине никогда не прокручивайте мотор (например, если его нужно прокачать при пересосе топлива) при незамкнутых на массу высоковольтных проводах, идущих к свечам.

Многие определяют силу искры по цвету (сильная искра — голубая), но лучше снять свечной колпачок провода высокого напряжения или вставить металлический стержень в колпачок вместо свечи и поднести конец провода или стержень к неокрашенным частям двигателя. При прокручивании маховика от руки искра должна пробивать промежуток 5—7 мм. Больше чем на 10 мм отводить провод не рекомендуется, так как это может послужить причиной пробоя трансформатора.

                                                       

  Выносные конденсаторы

 

Советуем вынести конденсаторы из-под маховика магнето и закрепить снаружи на картере, соединив с магнето легкосъемным разъемом. Выгода двойная. Конденсаторы будут всегда доступны для осмотра и замены без съема маховика. Переключая их с цилиндра на цилиндр, легко узнать причину отсутствия искры. А если установить рядом еще и третий, заведомо хороший конденсатор, — под рукой всегда будет полноценная замена.

Совсем не обязательно ставить «фирменные» конденсаторы; можно заменить их радиотехническими или любыми другими. Достаточно, если емкость составит 0,2— 0,3 мкф, а рабочее напряжение не меньше 300 В; хорошо, если они будут герметизированными цилиндрическими (типа МБГЦ) или плоскими (типа (МБГП).

К содержанию