ЗИМНЕЕ ХРАНЕНИЕ, РЕМОНТ И ОКРАСКА ЛОДОК
Условия зимнего хранения на берегу
Судно под чехлом
Нужно позаботиться о том, чтобы судно было укрыто от снега и дождя, а весной — и от солнца. Укрытие должно выдерживать порывы зимнего ветра и тяжелую снеговую шапку, и в то же время не препятствовать вентиляции корпуса и надстроек.
Лучше всего соорудить низкий навес, можно — один для нескольких небольших лодок. Если нет возможности соорудить навес на столбах (с жесткой крышей), его делают на самом судне. Каркас можно собрать из легких стропил, опирающихся на борта лодки, и продольной доски — конька, проходящего от форштевня до транца по этим стропилам. Свободные нижние концы стропил обычно выпускают наружу так, чтобы навес прикрывал борта и вода стекала с него на землю. Чтобы каркас не сдвинулся в продольном направлении, стропила надо раскрепить в средней части судна продольными растяжками из троса.
На каркас (рис. 130) натягивают парусиновый чехол либо пришивают продольные доски, а поверх них укладывают рубероид (толь), полосы которого для надежности прижимают по краям рейками. Парусиновый чехол туго обтягивают прочными концами, пропуская их под киль судна или привязывая к лееру, огибающему кольцом весь корпус под скулой. Если люверсы в чехле ненадежны, можно завернуть в парусину небольшие камни, а поверх привязать линь.
Для лучшей вентиляции полезно пристроить в носу и корме старые ведра с вышибленным дном; во всех случаях надо оставить в чехле отверстие для воздуха. С одного из бортов напротив входа в каюту можно устроить клапан: он пригодится весной, когда понадобится попадать в судно.
Деревянную лодку, даже если она перевернута, лучше прикрыть сверху парусиновым чехлом, предварительно проложив сколоченные над килем брусья.
Жесткий чехол для «Казанки»
Для небольших, лодок, таких, как «Казанка», часто делают постоянные жесткие чехлы из кровельного железа, закрывающие целиком кокпит и ветровое стекло. Разумеется, такой чехол можно запереть на замок (рис. 131).
Осмотр корпуса - дефектация перед ремонтом
Лодка будет служить надежно и долго, если вы следите за ее состоянием в течение всего года и своевременно устраняете обнаруженные дефекты.
Незначительный на первый взгляд дефект, не устраненный при подготовке к навигации, может послужить в дальнейшем причиной серьезной аварии. Допустим, ослабла заклепка в креплении транца к обшивке. Если ее сразу же не заменить, то при следующем выходе в плавание на соседнюю заклепку придется уже большая нагрузка и она обязательно срежется, что нарушит водонепроницаемость соединения. Поэтому, если не осенью, то весной — перед началом ремонта, необходимо внимательно осмотреть корпус (важно до окраски), определить объем и составить примерный план предстоящих ремонтных работ. Осмотр — дефектация — ведется в определенном порядке, начиная с наружной обшивки, с носа в корму и от киля к палубе. Предварительно обшивку нужно освободить от непрочно держащейся краски и следов коррозии.
Осмотр металлического корпуса
Прежде всего мелом отмечают пробоины, вмятины и трещины в обшивке. Если глубина вмятины превышает 1\5, расстояния между подкрепляющими лист угольниками, необходимо ее выправить или даже заменить поврежденный участок либо весь лист обшивки. Может потребоваться и правка угольников набора, когда они погнуты вместе с листом. Нелишне убедиться в этом случае в.том, что заклепки, крепящие лист к угольникам, плотно сидят на месте и герметичность соединения не нарушена. Постучите по головкам заклепок легким молотком, посмотрите, не выступил ли край зенковки из-под потайной головки.
Места появления течи по швам чаще всего можно обнаружить по появлению следов коррозии у ослабевших заклепок. При легком постукивании молотком ослабевшие заклепки можно обнаружить по изменению звука — он становится глухим, дребезжащим. Как правило, отверстия под ослабевшими заклепками оказываются «разработанными», овальной формы. Такие заклепки «подтянуть» не удается; их придется заменить заклепками большего диаметра с соответствующей рассверловкой старых отверстий.
Проверьте по всему корпусу, нет ли неплотных и выпавших заклепок, заклепок с головками, разъеденными до потайной части заподлицо с листом, и с оголенной зенковкой листа. Вероятнее всего повреждение заклепок вблизи транца, где сказывается вибрация от работающего мотора, и в средней части днища, в месте наибольших ударов при ходе на волнении.
Плотность заклепки и соединения в целом несложно проверить керосином. Смажьте раствором мела место у заклепки с одной стороны листа и, после того как оно просохнет, капните керосином на заклепку с другой. Выступившее на меле пятно будет свидетельствовать о необходимости подтягивания заклепки или ее замены.
Осмотрите все места, где возможно истирание обшивки. На небольших лодках, которые часто подходят носом к берегу, — это полоса по килю, особенно в районе носа, а также накладки на скулах. Если толщина детали в результате износа стала на 30—40% меньше, ее нужно заменять или ставить на нее дублирующую накладку.
На крупных стальных катерах наблюдается сильная коррозия листов в районе гребного винта, по ватерлинии, у форштевня. Отдельные очаги коррозии не опасны; хуже, когда они занимают значительную площадь и ослабляют лист в целом. В опасном месте лучше просверлить контрольное отверстие, чтобы можно было замерить фактическую толщину листа (она также должна быть не меньше 60% первоначальной).
Определите величину уменьшения калибра сварных швов и протяженность разъеденного коррозией участка; проверьте, нет ли в швах трещин, глубоких язвин и подрезов основного металла. Все сомнительные участки сварных швов надо осмотреть с помощью лупы, а затем проверить на герметичность керосином.
Корпус дюралевой лодки перед осмотром лучше всего вымыть снаружи и изнутри теплой мыльной водой, насухо протереть и просушить. Признаками коррозии алюминиевых сплавов являются мелкие раковины в виде темных точек, а также серые и беловатые пятна. Наиболее вероятно появление коррозии внутри лодки, в местах, где обычно скапливается вода, — под пайолами, внутри воздушных отсеков. С наружной стороны корпуса особое внимание нужно обратить на днище в районе килевого профиля и по скулам — там, где защитные покрытия быстрее всего истираются при эксплуатации.
Осмотр деревянного корпуса
Осмотр начните с форштевня: он чаще всего подвергается ударам, на нем обычно бывают задиры, трещины, отслоения. Случается, что торцы досок обшивки недостаточно плотно подогнаны в шпунте форштевня и в этих неплотностях образуется гниль от попадания влаги. Почерневшие места древесины попробуйте проткнуть ножом. Если лезвие без особых усилий проникает в древесину, значит этот участок гнилой. Клеевой шов проверяйте щупом: в плотно склеенный паз щуп не пройдет.
Просмотрите прилегающие к килю участки набора — врезку шпангоутов, флоры и их крепления. Накопившаяся здесь вода способствует интенсивному гниению древесины и коррозии крепежа. В районе шпунтового пояса возможно растрескивание шпангоутов, обрыв заклепок, крепящих обшивку и металлические флоры.
У фанерной обшивки дефекты нужно искать в первую очередь по плохо защищенным торцам листов — по скуле, у палубы и у транца. Фанера при недостаточной влагостойкости начинает расслаиваться и гнить от торцов. Внимания требуют и потертые (с царапинами) места на днище.
Осматривая обшивку (она должна быть очищена от старой краски), проверьте ножом почерневшие и посиневшие участки досок (реек), а если встретится покоробленный пояс, проверьте его крепление к набору. Деформация пояса может свидетельствовать о загнивании древесины шпангоута, которая перестала держать шуруп. Возможен и другой вариант: при постройке применили пересушенные доски или ошибочно положили доски заболонной частью наружу. Иногда пояс выпучивается из-за слишком плотной конопатки пазов (об этом свидетельствует выдавившаяся шпаклевка).
Особое внимание нужно обратить на концы досок обшивки не только у форштевня, но и у торца, на стыковых планках, на состояние шпунтового пояса обшивки и район ватерлинии.
Шпунтовый пояс на яхте из-за тяжелого фальшкиля подвергается особенно сильным нагрузкам при крене и посадке на мель. В нем возможны трещины; кроме того, может разойтись паз между шпунтовым и следующим поясом. Надо проверить особо и место стыка металлического фальшкиля с деревом. От проникновения воды древесина киля и дейдвуда начинает гнить по шву. Попробуйте подвернуть гайки килевых болтов. Если они поддаются вашим усилиям, заверните их до отказа.
Размочаленные, содранные участки обшивки борта осторожно вырубите стамеской до неповрежденных волокон и определите глубину повреждения.
Осматривая верхние поясья обшивки, задержитесь в районе крепления вант-путенсов. Здесь обшивка может оказаться растянутой, несмотря на усиленные шпангоуты, что легко установить по щелям между поясьями. Легкими ударами молотка проверьте, не ослаблены ли болты, крепящие вант-путенсы.
Внимательно просмотрите паз между верхним поясом обшивки и настилом палубы (буртик надо снять). Эта часть конструкции испытывает наибольшую нагрузку на волне и, периодически намокая, быстро изнашивается.
Настил палубы, не имеющий видимых повреждений (короблений, выбоин и т. п.), проверьте на герметичность водой и отметьте места протечек мелом. Чаще всего настил изнашивается и начинает гнить в местах крепления уток, битенгов, кнехтов, релингов, леерных стоек, стандерса мачты, т. е. всюду, где металл соприкасается с деревом.
Если палуба покрыта парусиной, нужно осмотреть настил у буртиков и под дельными вещами, здесь могут быть вздувшиеся и протертые места, так как попадающая под парусину вода высыхает медленно. Лучше снять буртики и штапики по комингсам рубки и люков, проверить и уплотнить эти места шпаклевкой, густотертой краской или эпоксидным компаундом. Подгнившую древесину нужно удалить.
Осмотр пластмассового корпуса
При осмотре пластмассовой лодки основное внимание обратите на механические повреждения корпуса: потертости, царапины обшивки, трещины, пробоины. Подвержены истиранию киль, форштевень, углы у транца, планширь, особенно если они не защищены металлом или деревом (рис. 132). Протереться может обшивка и изнутри корпуса — в местах соприкосновения с пайолам. На палубе и банках потертыми могут быть участки, на
Рис. 132.
Места наиболее вероятных повреждений пластмассовой лодки.
которые приходится часто наступать ногами, места, по которым особенно часто проходят тросы (например, швартовный конец).
Необходимо проверить все приформовки (угольники из стеклопластика), которыми приклеены детали оборудования и набор к обшивке. Здесь возможны отслоения, расклеивание, которые вспоследствии прогрессируют из-за повышенной эластичности пластика. Особенно недопустимы подобные дефекты в местах приформовки переборок воздушных ящиков, обеспечивающих непотопляемость лодки.
Повреждения наружного декоративного слоя пластика, хотя и не играют существенной роли в обеспечении прочности или водонепроницаемости корпуса, все же должны быть отмечены и отремонтированы.