Подача питьевой воды воздухом
На яхтах и катерах пресная вода обычно подается самотеком из расходных баков, куда ее накачивают ручным насосом (помпой) или наливают с помощью шланга из основной цистерны. Расходные баки при этом приходится располагать как можно выше и потому делать их малой емкости; накачивать воду нужно довольно часто.
Этого можно избежать, если к горловине основной цистерны 1 приварить штуцер 2 с ниппелем от автомобильной камеры и автомобильным же насосом 3 накачать воздух в цистерну (рис. 120). Вода давлением воздуха выжимается наверх и по трубопроводу 4 подается непосредственно на камбуз 5. Давление в системе держится примерно сутки. Из открытого крана идет чистая вода, а не ржавая, как иногда бывает при использовании водяного насоса. А если положить в цистерну монетку или ложку из чистого серебра, то вода будет очень долго сохранять свежесть.
Стол в каюте
В целях экономии места крышку стола можно сделать из трех частей (рис. 121, а). Тумба 1 средней части будет служить одновременно посудным шкафом. Боковые створки 2, прикрепленные на петлях, удерживаются в горизонтальном положении четырьмя кронштейнами 3.
В обычном состоянии кронштейны откинуты, а боковые створки застопорены (чтобы на качке не стучали) крючками или скобами. Габарит стола выбирается в зависимости от размеров каюты и количества экипажа.
В очень тесных каютах используют съемные столы.
Конструкция такого стола показана на рис. 121, б. Четыре гнезда 1 изготовляют из обрезков трубы с внутренним диаметром 30 мм и длиной 170 мм. На одном конце каждого обрезка ножовкой делают два взаимно перпендикулярных пропила на высоту 50 мм и отгибают четыре лепестка, в которых просверливают отверстия под шурупы. Два гнезда 1 крепятся к тыльной стороне крышки стола 3, а два других — к какой-либо продольной балке 2 под пайолами. Крышка стола ставится на две стойки 4 из трубы с наружным диаметром 28 мм. В пайолах против гнезд надо сделать вырезы для прохода стоек, чтобы можно было установить стол, не поднимая пайолы.
Без чего нельзя выходить в плавание
Аварийное снаряжение должно включать:
1) кусок брезента, парусины или другой плотной суровой ткани размером 1x2 м (0,5—0,7 кгс) для использования в качестве пластыря
либо пожарной кошмы; может быть пригоден также в качестве подстилки, укрытия от дождя, для упаковки и т. п.;
2) густотертую краску (1,0—1,5 кгс); для деревянных корпусов — охру, для дюралевых — цинковые белила, для стальных — железный сурик;
3) несколько (0,5 кгс) полосок жести или алюминия толщиной не более 0,5 мм, шириной 30—40 мм;
4) гвозди длиной 20—25 мм (0,1 кгс);
5) шурупы с полукруглой головкой длиной 20—25 мм (0,1 кгс) и длиной 40—50 мм (0,1 кгс), латунные или оцинкованные;
6) винты резьбонарезные длиной 12—16 мм (0,3 кгс) для дюралевых и стальных корпусов (напомним, что для установки таких винтов достаточно проделать отверстие диаметром, равным стержню винта без нарезки);
7) тавот (технический вазелин) — 0,5 кгс;
8) эпоксидный клей в комплекте с отвердителем — 1 кгс;
9) проволоку мягкую (стальную, отожженную) диаметром 1—1,5 мм, длиной 30—40 м (не более 0,5 кгс).
Могут оказаться полезными обрезки досок и брусков длиной в одну-две шпации.
Общий вес аварийного снаряжения не будет превышать 5 кгс.
На лодке с корпусом из стеклопластика рекомендуется всегда иметь ремонтную аптечку, состоящую из 1—1,5 кгс эпоксидной смолы, 0,25 кгс отвердителя (полиэтилен-полиамина), нескольких кусков стеклоткани и стекло-сетки размером по 0,5x0,5 м. В крайнем случае смолу можно заменить клеем БФ-6, а стеклоткань обычной тканью типа миткаля (см. совет 156).
Инструмент на лодке
Перед выходом в плавание укомплектуйте инструментальный ящик. Инструмент пригодится вам не только для устранения поломок лодки или мотора, но и для устройства лагеря, если вы решите заночевать на берегу.
Кроме комплекта, придаваемого к мотору, в лодке желательно иметь: ножовку по дереву; две-три стамески; рубанок; плотницкий топор; ручник (молоток) 200-граммовый; дрель; набор сверл; зубило; плоскогубцы; разводной ключ; отвертку; нож; точильный брусок.
Надо запастись еще и шурупами, гвоздями, а также болтами с гайками различной длины и диаметра.
Для хранения мелких деталей
Не храните мелкие болты, гвозди, скобы, сверла, свечи и т. д. в ящичках и коробках, так как сама тара будет занимать на лодке гораздо больше места, чем лежащие в ней крепеж и детали. Иное дело — парусиновые пакеты с застежкой типа «молния» (рис. 122). Сами пакеты практически места не занимают. Содержимое легко определяется на ощупь, но лучше все же надписать каждый пакет. Еще одно достоинство пакетов: во время качки они не создают шума.
Щетки помогают восстановить скорость
Испытания, проведенные в США, показали, что после месячного пребывания в морской воде скорость моторной лодки с одним водителем снизилась на 14 км/ч; при нагрузке в шесть человек она развила скорость всего 16 км/ч вместо первоначальной 37 км/ч. Неутешительными оказались результаты аналогичных испытаний и в пресной воде. Через месяц скорость лодки с двумя человеками на борту упала на 11 км/ч, а с шестью — на 18,5 км/ч. В обоих случаях удалось вновь получить первоначальную скорость лишь после очистки днища от нароста травы и моллюсков.
Операцию эту следует проводить каждые две недели, особенно, если стоит жаркая солнечная погода. Если поднять судно на берег невозможно, применяют «килевание»: кренят судно поочередно на один и на другой борт.
Для очистки удобны обычные щетки с удлиненными ручками (1500 мм). К одной ручке 1 можно прикрепить две щетки; с одной стороны металлическую 3, а с другой -из синтетических волокон 2 (рис. 123, а). Крепить их можно шурупами с помощью латунной полосы 4. Жесткой щеткой вы снимаете с днища водоросли и ракушки, мягкой — удаляете обрастание в виде слизи или грязи.
Дальнейшим усовершенствованием может быть приспособление для поджатия щетки к днищу, которое состоит из полиэтиленовой канистры 5 или поплавка, привязанного к ручке вблизи щетки (рис. 123, б). Это приспособление удобно для катеров и яхт с большой осадкой.
Такие щетки стоит всегда иметь на борту судна.