Самодельный спасательный жилет
Для изготовления спасательного жилета нужно выкроить по две заготовки для спины и груди (рис. 100, а и б).
Заштрихованные места заполняют пенопластом или капковой ватой, затем заготовки прострачивают по периметру и линиям, отмеченным пунктиром. К вороту пришивают тесемки, к спине — пояс из прочной тесьмы или нескольких слоев ткани. Затем заготовки сшивают по плечам и бокам и проверяют, достаточна ли держащая сила жилетов (см. совет 107).
Простейший спасательный нагрудник
Сделайте по размеру груди выкройку из бумаги, вырежьте по ней две заготовки из плотной прочной ткани. На одну заготовку нашейте лямочки, на другую ушки. Сложите их и прошейте, оставив верхний край непрошитым на 60 мм (рис. 101).
Мешки заполняют мелкой пробкой или пенопластом марок ПСБ, ПХВ, ПС-4; можно вложить в них резиновые надувные подушки размером 250x330 (они продаются в спортивных магазинах). Испытайте нагрудник в воде с подвешенным грузом (см. совет 107).
Страховочный пояс
На парусных яхтах работать с парусами приходится в любую погоду. Чтобы не оказаться за бортом, всем членам экипажа необходимо иметь страховочные пояса (рис. 102)
с линем (длиной около 2 м) и карабином. Карабин застегивается за снасти стоячего такелажа или за любую прочно укрепленную на палубе деталь, а при передвижении по судну в шторм — за специальные леера, протянутые на палубе. Полезно такие пояса сделать и на катере, особенно если с вами есть дети.
Спасательное кольцо
Для оказания помощи упавшему за борт наряду со спасательными кругами применяют и спасательные кольца.
Спасательное кольцо, выпускаемое английской фирмой «Данлоп» для снабжения катеров и яхт, показано на рис. 103.
Оно состоит из легкого плавучего кольца 1 диаметром около 200 мм, изготовленного из вспененной резины (наирита). Кольцо обладает весом, достаточным, чтобы можно было бросить его на расстояние 12—16 м, и в то же время гораздо легче, чем крут, которым можно оглушить спасаемого. К кольцу привязан прочный (разрывное усилие 114 кгс) плавучий линь 4 из полипропилена. Длина линя 18,3 м. Он аккуратно укладывается в бухточку, из которой беспрепятственно освобождается при бросании кольца. Бухточка, уложенная в корпус 3, закрывается сверху пластмассовой крышкой 2. Несколько таких коробочек закрепляют обычно на рубке, в кокпите близ рулевого.
Пострадавший, ухватившийся за кольцо или за плавающий линь, будет быстро поднят на палубу.
Насос для откачки воды
Цилиндр насоса 3 (рис. 104) можно сделать из отрезка тонкостенной трубы диаметром 40—65 мм. Длину трубы подбирают с таким расчетом, чтобы ее нижний конец доставал до киля внутри лодки, а верхний с отливным патрубком 2 длиной 150—300 мм выступал над бортом. Снизу на трубу наворачивают муфту 6 с донышком, в котором просверливают отверстия для забора воды.
Нижним клапаном служит резиновый диск 4, закрепленный к донышку болтом. Такой же диск является верхним клапаном п одновременно уплотнением поршня 5, вырезанного из листа 5-миллиметровой стали.
В поршне также просверливают отверстия для прохода воды при опускании его вниз. Ручку 1 можно сделать из проволоки диаметром 8—10 мм. Если на отливной патрубок надеть резиновый шланг, то откачивать воду из трюма можно будет непосредственно из каюты. Производительность такого насоса около 3 т/ч.
Автоматические водоотливные шпигаты
На ходу мотолодка получает дифферент на корму, что вызывает скопление воды у транца.
Короткий патрубок на днище, обращенный открытым концом в корму, благодаря образующемуся у его среза вакууму, будет отсасывать воду из трюма. Внутри лодки патрубок снабжается надежным запором (завинчивающейся пробкой, зажимом, вентилем), открывать который можно только на берегу или при скорости более 10 км/ч.
Более безопасны донные шпигаты с запорной пробкой и невозвратным резиновым клапаном (рис. 105, а), Если лодка неподвижна или идет задним ходом, клапан из мягкой резины перекрывает отверстие, препятствуя доступу воды внутрь судна. Но на стоянке и этот шпигат лучше завинчивать пробкой.
Шпигат с сифоном (рис. 105, б) действует «автоматически» (труба 3 шпигата должна быть поднята выше ватерлинии). Поступлению забортной воды на заднем ходу препятствует простейший шариковый клапан 2, а засорению сифона — сетка 1 на приемном конце.
На глиссирующих мотолодках, транец которых на ходу полностью осушается, можно установить транцевые шпигаты. На рис. 105, в показан шпигат с резиновым шлангом, который перекрывается обычным лабораторным зажимом. Шпигат, показанный на рис. 105, г, снабжен резиновым невозвратным клапаном лепесткового типа, подобным дыхательному клапану маски противогаза, и запорной конусной пробкой.