Опрос:
Парусиновая койка

Парусиновая койка

 

Незаслуженно забыты у нас парусиновые койки — непременные спутницы моряков парусного флота. Эти койки удобны тем, что из них не вывалишься ни при каком крене и даже в самую сильную качку; при перемене галса отдыхающий не перекатывается с бока на бок.

Удобную морскую койку (рис. 85) можно сделать, закрепив кусок парусины 2 одной продольной кромкой на рейке 1 вдоль борта, а в другую кромку вшив прочную палку (или алюминиевую трубку) 3. Для концов палки на переборках закрепляют по три гнезда 4—6. На стоянке палка вставляется в гнезда 5 — койка получается почти плоской, удобной для сидения. Если борт, на котором спит человек, наветренный, палка поднимается в гнезда 4; при перемене галса ее лучше опустить в гнездо 6.

 

 

Шкаф под трапом

 

Место между переборкой 3 и трапом 1 (рис. 86) может быть использовано для хранения овощей, картофеля, инструмента и т. п.

Нужно изготовить выдвижные ящики 2 из листового алюминия или фанеры по размерам трапа, к трапу закрепить горизонтальные направляющие бруски 4.

 

Стол для карты

 

Карту удобно хранить под крышкой штурманского стола (рис. 87).

Для этого сделайте прорезь по всей его ширине, а под доской устройте небольшой ящик для свернутой в рулон карты. На столе можно расположить только небольшой участок карты с районом, где находится судно.

 

Планшет — кассета для карт

 

На небольших мотолодках взамен штурманского стола можно использовать планшет-кассету (рис. 88). Это герметичная коробка из фанеры 9 или металла с двумя деревянными катушками 10 и смотровым окном, закрытым стеклом 1 с резиновым уплотнением 5 по периметру.

Листы карт 4 расчленяют по участкам пути и пришивают белыми нитками к полотняной ленте 6, которая наматывается на катушку. Вращая с помощью ручки 8 приемную катушку, подводят нужный участок карты под стекло. Пластина из алюминиевого листа 3 прижимает карту к стеклу (снизу устанавливаются пружины 2). Полезно одну из катушек снабдить также простейшим тормозом (например, гайкой на оси, прижимающей ось к стенке кассеты).

Шкивы 7 для шнура между катушками можно и не устанавливать, если карты пришиты к плотной полотняной ленте.

 

Раскладывающиеся двойные кресла

 

Если кресла-сиденья расположены спинками одно к другому, из них нетрудно сделать раскладную койку-диван. Для этого подушки-сиденья 7 и спинки 5 соединяют петлями 4 (рис. 89). Основанием служат боковины 8, скрепленные поперечинами 9 в жесткую коробку. К нижней поверхности сидений прикрепляют стойки 1 и стопорные рейки 2, которые входят в соответствующие вырезы — пазы в боковинах и препятствуют самопроизвольному раскладыванию сидений. Спинки удерживаются в верхнем положении металлическим крючком 3.

Для раскладывания сиденья достаточно откинуть крючок и, приподняв подушки сиденья, вынуть рейки 2 из пазов боковин. Для того чтобы подушки не сползли с боковин, к спинкам необходимо прикрепить рейки 6, которые плотно входят между боковинами 8- и упираются в поперечины 9.

 

Откидное сиденье для рулевого

 

Оборудовать место рулевого — задача немаловажная. Складное сиденье несложной конструкции позволяет решить ее наилучшим образом.

Откидное сиденье 1 (рис. 90) подвешивают па петлях к комингсу-рубки, а откидную стойку 2 крепят петлей к нижней поверхности сиденья. Чтобы сиденье не сложилось, нижний конец стойки должен входить в гнездо или в упор 3 на пайоле. Приподняв сиденье и откинув стойку вдоль лодки, можно опустить его к борту.

 

Съемная кабина на лодке

 

Во многих случаях (а в дождливую погоду, можно сказать, всегда) плавание на судне, на котором нет закрытой рулевой рубки и более или менее комфортабельной каюты, превращается в мучение. В то же время на небольшой лодке практически невозможно оборудовать помещение, имеющее достаточную высоту. Если крышу поднять до высоты роста среднего человека, рубка будет выглядеть непропорционально большой, да и остойчивость лодки понизится.

Советуем поступить так (рис. 91). Основная часть рубки делается, как обычно для судов такого размера, небольшой высоты; здесь размещаются койки и шкафы. К кормовой части рубки изготовляется высокая, но легкая съемная рубка — кабина, которая ставится только в плохую погоду и снимается (оставляется на берегу), когда в ней нет необходимости. Эта высокая рубка накрывает обычно открытую часть кокпита со штурвалом, столом, камбузом. Собирается она из фанеры и деревянных брусков и подгоняется по месту. Окна (плексиглас) делаются прямоугольной фор-

мы, чтобы легко было их уплотнить. Задняя стенка отсутствует; при необходимости можно устроить парусиновую штору. К корпусу лодки кабина крепится при помощи* угольников и болтов.

 

Чтобы не протекал люк

 

Люк с пропускающей воду крышкой может испортить все удовольствие от плавания. Чтобы крышка люка 3 (рис. 92, а) стала герметичной, наклейте на нее по контуру полосу мягкой резины 2 и снабдите ее эксцентриковыми или винтовыми задрайками, которые плотно прижали бы крышку к комингсу 4. Обвязка 1 крышки люка по высоте должна быть на 2—3 мм меньше, чем высота комингса, иначе она будет упираться в настил палубы, не соприкасаясь с комингсом через резиновую прокладку.

Практичен также люк с двойным комингсом (рис. 92, б). Он не течет, если даже палубу захлестывает волна, и не нуждается в задрайках. Вода, даже проникнув за наружный комингс 7, не пройдет через второй — внутренний комингс, а стечет по желобку 6 через отверстия в задней стороне люка. В пространство между комингсами попадут и капли, стекающие по стыку между петлями крышки люка. Латунный угольник 5 надежно защищает люк от попадания воды в лодку даже при большом крене.

 

                                       Задрайка — фиксатор светового люка

 

Задрайка,  показанная  на  рис.  93,  служит одновременно и фиксатором для установки открытой крышки светового люка под требуемым углом.

Штырь, имеющий на одном конце ручку с накаткой, а на другом резьбу, позволяет приоткрыть крышку в любое промежуточное положение соответственно кольцевым выступам на штыре или запереть люк изнутри. Задрайка достаточно проста, выдерживает значительную нагрузку (например, если на приоткрытый люк наступить ногой).

 

Люк над постом управления

 

Пост управления, оборудованный в рубке, дает известные преимущества рулевому. Однако не всегда удобно управлять катером из закрытого помещения (например, при входе в камеру шлюза). Сдвижной или откидной люк в крыше рубки над местом водителя дает возможность устранить этот недостаток и делает управление судном безопасным при любых обстоятельствах (рис. 94). Размеры люка должны быть такими, чтобы в него свободно проходили плечи, а управлять штурвалом можно было стоя.

В жаркую погоду люк служит и для вентиляции каюты. А чтобы сохранить герметичность рубки, нужно по краям люка установить комингс высотой 50—70 мм.

 

 

 

Мягкий буртик

 

Буртик на любом яхтенном тузике почти всегда ободран и побит; нередко тузик царапает им окраску высокого борта яхты.

При очередной замене буртика прикрепите (рис. 95) к нему шурупами через дюралевую пластинку 5 полосу 3 толстой парусины шириной 100 мм, вложите в нее резиновый шланг 4 диаметром 25 мм (или несколько более тонких, свитых жгутом старых канатов) и туго заверните парусину так, чтобы ее край накрыл буртик 6. Планширем 2 на шурупах 1 край парусины прочно закрепляется к буртику. Парусина окрашивается под цвет борта лодки.

 

„Спасательный пояс" для лодки

 

Мягкий кранец, заполненный легким эластичным материалом (пенопласт, пробка) и закрепленный снаружи под планширем небольшой лодки, не только надежно защищает борта, но и повышает безопасность пользования лодкой. Во-первых, при случайном крене такой кранец (рис. 96) входит в воду и эффективно препятствует опрокидыванию лодки. Во-вторых, если ее зальет волной он будет обладать достаточной плавучестью, чтобы поддерживать экипаж.

Кранец шьётся из тонкой парусины в виде рукава диаметром 60—100 мм (в зависимости от размеров лодки) и пришнуровывается «змейкой» к специальным обушкам. На транце его концы стягиваются шнуром.

 

.

 

К содержанию