Саморегулирующийся буйреп
Точно подобрать длину буйрепа соответственно глубине, на которой отдается якорь, трудно и не всегда возможно. Это будет и не нужно, если буйреп свободно пропустить через обушок — кольцо буя — и привязать к его концу груз, как показано на рис. 27. Независимо от глубины, на которой отдан якорь, буек всегда будет плавать точно над ним. При подъеме уровня воды исключается возможность «утопления» буя, приводящего к потере держащей силы якоря.
Якорь, который нельзя потерять
Путем несложного изменения крепления цепи или каната к якорю можно обойтись и вообще без томбуя, Нужно сделать так, чтобы при застревании якоря в грунте цепь могла бы опуститься по веретену к тренду. Тогда достаточно будет дать судну небольшой ход вперед—лапы якоря освободятся.
Несколько типов таких «нетеряющихся» якорей показаны на рис. 28. У якоря Данфорта (рис. 28, а) кольцо, за которое крепится цепь, скользит по щели в плоском веретене; у оригинального якоря Бензона (рис. 28,в) это кольцо может соскользнуть по одной из двух ветвей веретена, выгнутого из круглого прутка. Подобный же принцип применил и ленинградец Б. Синильщиков, изготовив якорь со скобой на втулке, скользящей по веретену (рис. 28, б).
Несложно переделать и обычный якорь Холла (рис. 28, г), который продается в магазинах: на веретено надо надеть кольцо (такелажную скобу может заклинить),
Якорная цепь или канат
Пепь более надежна, чем канат. Благодаря большому уху она прижимает веретено якоря к грунту, а при стояке на волнении служит хорошим амортизатором, погашающим рывки судна. Цепь долговечнее каната, не нуждается в тщательном уходе, занимает меньше места
на судне.
На легких лодках, где экономится каждый килограмм веса, предпочтительнее канаты из растительного троса (стальные тросы неудобны в обращении, тяжелы и недолговечны).
Вес 100 м якорной цепи можно определить по формуле р = 2,15 d2 кгс, если цепь с распорками, и Р = 2,25d2 кгс, если цепь без распорок; d — калибр цепи, мм.
Комбинированный якорный канат
Якорный трос непосредственно у якорной скобы примерно на 15% длины (5—7 м для катеров до 10 м) следует заменить цепью. Этот участок своим весом будет прижимать веретено к грунту и усилит сцепление.
Вьюшка для каната
Обычно якорный канат собирают в бухту и кладут на пайол под носовой палубой. Удобнее, однако, хранить канат на подпалубной вьюшке (рис. 29), закрепленной к бимсам: он при этом всегда готов к отдаче, не запутывается, лучше просыхает.
Вьюшку собирают из двух фанерных дисков (толщиной по 6—8 мм) и пяти-шести сосновых планок. Диаметр по планкам выбирайте максимальным, лишь бы вьюшка не мешала в форпике, но не меньше 6—8 диаметров растительного троса и 12—18 диаметров стального.
Для того чтобы трос самопроизвольно не сматывался, Делается простой стопор из штыря, вставляемого в отверстия в кронштейне и в щеке — диске барабана. Разумеется, вьюшка не рассчитана на большое усилие, поэтому во всех случаях, отдавая якорный канат, необходимо закреплять его за битенг или утку.
Хранение якорной цепи на судне
Чтобы якорная цепь вытравливалась без задержки, ее необходимо правильно укладывать. Для этого делается простое приспособление. В носу под поликом или койкой устанавливают цепной ящик 1 (рис. 30), а через палубу; пропускают трубу 2, закрепляемую к настилу палубы при помощи фланца 3. Цепной ящик делают съемным и с учетом обводов корпуса, чтобы он занимал меньше места.
Цепь при подъеме якоря спускается по трубе и равномерно укладывается в ящике. Трубка сверху закрывается крышкой или пробкой, установленной на звене цепи,
Когда якорь ползет
Случается (и нередко, если вес якоря или длина каната меньше, чем нужно), что якорь не держит, судно начинает сносить течением и ветром. Если не помогли такие обычные меры, как отдача второго якоря или вытравливание цепи, опустите дополнительный балласт на канат (цепь) своего якоря.
Балласт подвяжите к большой скобе (рис. 31), предварительно надев ее на якорную цепь, и опустите на тонком лине примерно на половину длины цепи. После этого линь необходимо закрепить. В качестве балласта можно использовать любые тяжелые предметы.
Груз придаст нижнему участку цепи более пологое направление, веретено якоря прижмется к грунту, якорь станет держать надежнее. Якорный трос приобретет и необходимые амортизационные свойства, смягчающие рывки при качке судна. Можно «помочь» якорю, подрабатывая двигателем.
Битенг-вентилятор
Предлагаемая конструкция битенга (рис. 32) позволяет улучшить вентиляцию форпика, не делая лишнего отверстия в палубе.
Битенг состоит из трубы 5 диаметром 80—90 мм и длиной 180—200 мм, которая с помощью фланца на четырех болтах прикреплена к пастилу палубы. Под палубу для жесткости подложена деревянная подушка 6 толщиной 25—40 мм; она должна быть надежно прикреплена к бимсам. К поперечной планке 4 приварена гайка для болта 1, приваренного к крышке 2. При завинчивании крышка плотно прижимается к торцу трубы битенга, что гарантирует водонепроницаемость. Крышка имеет заплечик по всему периметру и уплотнительную резиновую прокладку 3.
На стоянке или при хорошей погоде на ходу, отвинтив крышку на несколько оборотов, можно проветривать форпик, даже если на битенге закреплены при этом швартовы или якорная цепь.
Палубный клюз — швартовный кнехт
Еще одно рациональное использование детали (рис. 33), Разумеется, подобный кнехт нужно надежно закрепить к палубе, подложив снизу деревянную подушку и связав ее с бимсами. Тогда на ней можно крепить как саму цепь, так и швартовный либо буксирный канат.
Палубный клюз со сдвижной крышкой
На небольшой лодке палубный клюз для каната можно сделать из деревянной колобашки,
закрепленной к палубе шурупами (рис. 34). Сверху отверстие закрывается металлической пластинкой, которую можно сдвинуть для быстрой выборки каната на палубу.
Клюз для цепи
Клюз для якорной цепи всегда делается металлическим.
Пробка клюза может одновременно являться и звеном цепи (рис. 35, а). Недостаток этой простой конструкции заключается в том, что на стоянке в корпус через открытый клюз будет попадать вода.
Клюз всегда будет закрыт от воды, если поставить на него постоянную откидывающуюся крышку (рис. 35, б). 3 бортике крышки и в трубе клюза необходимо сделать вертикальный пропил шириной, равной калибру цепи; эта щель будет служить временным стопором, чтобы цепь самопроизвольно не стравливалась с палубы в ящик. Шарнир для крышки нужно расположить так, чтобы бортик не мешал ей свободно открываться.
Роульс на палубном клюза
Как правило, при подъеме якоря цепь сначала выбирают на палубу, а затем перепускают через палубный клюз в цепной ящик. Если же сделать на палубном клюзе 1 роульс 3, как показано на рис. 36, цепь 2 будет сама стравливаться вниз под действием силы тяжести ее участка под палубой. Легче будет и выбирать цепь из ящика при постановке на якорь.
Роульс желательно крепить к клюзу парой болтов 5. Когда в нем нет надобности, его вместе с кронштейном 4 убирают под палубу.