4.4. НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОДОК
Кроме описанных выше способов производства надувных лодок применяют и другие способы, при которых отдельные части корпуса изготовляют известными методами, включающими дополнительные технологические операции, или какими-то иными способами, или комбинированными способами. При комбинированных способах одни части лодок изготовляют из вулканизированных прорезиненных тканей, а другие — из невулканизированных прорезиненных тканей или из термопластов. Например, борта корпусов лодок типа «Нырок» выполняют из невулканизированных материалов дублированием двух полотнищ с последующей вулканизацией состыкованных бортов в вулканизационном котле. Дублирование полотнищ бортов и их вулканизацию можно производить на аппаратах типа «Берсдорф» (рис. 4.10).
В обоих этих случаях днище делают из вулканизированных материалов,, а дальнейший процесс сборки осуществляю! по технологии сборки лодки из вулканизированных материалов. Для надувной туристской лодки «Иволга-3», наоборот, надувное днище изготовляют отдельно из невулканизированных материалов, вулканизируют в специальном котле и приклеивают к бортам из вулканизированных прорезиненных тканей.
Иногда для надувных лодок из вулканизированных прорезиненных тканей используют отдельные части из термопластов. В таком случае термопласт (например, поливинилхлорид или термоэластопласт) в виде ленты или порошка прокладывают между соединяемыми слоями по контуру намеченного шва. Дальше технологический процесс идет аналогично процессу изготовления лодок из термопластов различными методами сварки.
В последние годы появилось решение о применении для бортов комбинированной ткани, у которой наружная сторона выполнена с резиновым покрытием на основе неопрена, а внутренняя имеет покрытие одним из термопластов. При этом шов образуют соединением внутренних сторон. Процесс изготовления корпуса из такой ткани упрощается благодаря сварке, а днище приклеивают так же, как у лодок из вулканизированных материалов.
Одним из примеров введения дополнительной технологической операции является способ изготовления надувных лодок, борта которых состоят из внутренних гибких надувных камер и наружных защитных камер, поддерживающих форму оболочек из прорезиненных тканей. Сборка таких конструкций (рис. 4.11) предусматривает монтаж внутренней камеры через специальные отверстия наружной оболочки. Особое внимание при монтаже уделяется ориентации внутренней камеры, устраняющей ее перекручивания при надувании. В качестве установочного средства может применяться шнур, прикрепленный к внутренней воздушной камере, проходящий через отверстие в носовой части наружной камеры. Отверстия наружной оболочки после монтажа внутренней камеры герметизируют заглушками, застежками-молниями и т. п.
Другим примером введения дополнительной технологической операции для повышения долговечности надувных лодок, т. е. способности материала, из которого они изготовлены, противостоять износу, разрушающему воздействию солнечных, ультрафиолетовых лучей и морской воды, является покрытие наружной поверхности наполненной воздухом лодки защитным слоем материала, например полиуретана. Защитный слой наносят при помощи электростатического разбрызгивателя типа пистолета в специальной камере, через которую обрабатываемые лодки пропускают на конвейере. Один-два слоя покрытия, застывая, образуют плоскую износостойкую мембрану. Этот способ может быть использован и для усиления отдельных участков лодок, наиболее подверженных механическому воздействию. Такое покрытие позволяет из одной и той же ткани изготовлять лодки разных цветов, а также многоцветные. Данное покрытие можно использовать и для защиты лодок, находящихся в эксплуатации.
Для повышения комфортабельности лодок иногда на наружную поверхность отдельных их участков, которые соприкасаются с телом человека, наносят текстильный слой.
Еще одной дополнительной технологической операцией, способствующей увеличению газонепроницаемости лодок, особенно в зоне швов, является введение в камеру борта раствора пасты или смеси, состоящей из жидких и твердых компонентов. Эта кашеобразная масса распределяется по внутренней поверхности, образуя слой, который проникает в микроноры и повреждения, закрывая их герметизирующей массой. Например, лодку частично заполняют жидкой средой на основе каучука и затем поворачивают так, чтобы жидкая среда, прилипая, покрыла всю ее внутреннюю поверхность. Затем подают сжатый воздух, который способствует образованию в порах и каналах стенок лодки коагулирующих закупоривающих включений. Часть влаги в лодке поглощается, после чего оставшуюся жидкую среду удаляют из лодки, и, чтобы исключить какую-либо склонность к склеиванию, вводят небольшое количество талька. В результате формируется внутренняя пленка толщиной около 1 мм. Такие лодки автоматически становятся герметичными. Данный способ также позволяет восстанавливать поврежденное от длительной эксплуатации внутреннее покрытие. В качестве жидкого компонента при этом способе может быть применен предварительно вулканизированный натуральный латекс ревультекс, который может закупорить негерметичные места и образовать герметизирующий латексный слой внутри лодки в самое короткое время (рис. 4.12).
Оригинальный способ, позволяющий отказаться от традиционной технологии изготовления надувных лодок из прорезиненных материалов, содержится в английском патенте № 1332634. В борта лодки из рукавной вязаной тканевой оболочки без шва вкладывают соответствующие форме бортов надувные элементы с нанесенной на наружную поверхность вулканизирующейся композицией. Предварительно к бортам пришивают тканевое днище. Надувные элементы, которые выполняют функцию камеры, наполняют воздухом до тех пор, пока ткань не получит натяжения. На ткань бортов и днища наносят покрытие из отверждающегося эластомера, аналогичное покрытию наружных поверхностей надувных элементов. Покрытие проникает через поры ткани и скрепляется с однотипным материалом покрытия надувных элементов. Покрывающая композиция может многократно наноситься распылением, кистью или погружением с последующей вулканизацией, в результате чего получается прочное эластичное эластомерное покрытие вокруг наружной поверхности вязаной оболочки борта и днища.
Для скоростных надувных моторных лодок «Юка-ЛЦ» фирмы «Метцейлер» предложен способ склеивания внутреннего и наружного надувных слоев (матов) днища с помощью расположенных между матами полос (рис. 4.13). Причем каждый слой днища образован тканевыми стенками, соединенными большим количеством гибких текстильных связей одинаковой длины.
4.5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ НАДУВНЫХ ЛОДОК
Независимо от того, каким способом изготовлены надувные лодки, все они перед отправкой потребителю подвергаются приемо-сдаточным испытаниям. При этом путем технического осмотра лодок в наполненном до рабочего избыточного давления виде проверяют внешний вид лодок и комплектующих их деталей, качество швов, правильность расположения наклеенных и укрепленных деталей, перекос бортов. Определяют также герметичность бортов и перегородок при наполнении лодок воздухом до рабочего избыточного давления.
Так, для контроля герметичности бортов в гребные надувные лодки I типа (ЛГН-1, «Ветерок», «Нырок-1», «Стриж», «Лагунь») подают воздух под давлением до 80 гПа (60 мм рт. ст.), лодок II-IV типов (ЛГН-2, «Нырок-2», «Нырок-4», «Лисичанка», «Юрюзань», «Турист» и др.) — до 107 гПа (80 мм рт. ст.). По истечении 2 ч остаточное (избыточное) давление для лодок I типа должно быть не менее 67 гПа (50 мм рт. ст.), для лодок II — IV типов — не менее 87 гПа (65 мм рт. ст.).
Для проверки герметичности перегородок между отсеками один из отсеков наполняют воздухом до избыточного давления 80 гПа (60 мм рт. ст.) и выдерживают в течение 30 мин. После этого остаточное избыточное давление воздуха должно быть не менее 53 гПа (40 мм рт. ст.).
Допускается определять герметичность перегородок и без измерения остаточного избыточного давления. Перегородки считаются герметичными, если по истечении указанного времени не наблюдается ощутимого рукой падения давления.
Моторные лодки, у которых запас прочности выше, чем у гребных, при испытаниях наполняют до большего избыточного давления.
Проверку герметичности сидений, надувных днищ, арок производят подачей в них воздуха до избыточного давления 107— 133 гПа (80— 100 мм рт. ст.) и выдержкой в течение 2 ч. После этого времени остаточное избыточное давление должно быть не менее 60 гПа (45 мм рт. ст.).
Существует и пневмогидравлический способ испытания надувных лодок на герметичность, основанный на погружении полого тела, находящегося под избыточным давлением газа, в заполненную жидкостью емкость. При этом способе производя постепенное затопление надувной лодки в наклонном положении и одновременно осматривают ее, отмечая места течи на поверхности. Данный способ позволяет сократить время испытаний лодки.
Перекос бортов лодки оценивают следующим образом. Лодку, наполненную воздухом до избыточного давления 107 гПа (80 мм рт. ст.), устанавливают на ровную площадку. На борта поперек лодки кладут ровную доску с грузом 3 — 5 кг. Затем замеряют высоту зазоров между левым и правым бортами и поверхностью площадки. Их разность и определяет величину перекоса бортов лодки.
Главные размерения, массу и прочность проверяют периодически, так как они гарантируются точностью изготовления шаблонов, массой применяемых материалов и прочностью конструкции. Прочность лодки определяют путем наполнения ее до избыточного давления, превышающего в три раза рабочее, и выдержки ее при этом давлении в течение 5 мин. При этом не должно наблюдаться нарушения целостности швов и прорезиненной ткани.
Испытания на герметичность и прочность лодок проводят в помещении при незначительных (до 5°С) колебаниях температуры.