Принятие стратегии таможенного развития в России коренным образом должно упростить работу международных транспортных компаний, логистов, экспедиторов, всех участников ВЭД. Какие изменения ждут экономическое сообщество?
В то время когда президентом России был Дмитрий Медведев, он сделал признание бизнес-сообществу о том, что когда он слышит о таможне ,то он "хочет взять микрофон и запустить в стену". Однако, бросать микрофон он не стал, а вместо этого потребовал устранить анархию в таможенных органах страны. И вот на сайте Правительства России появился плод этой работы - Стратегия таможенного развития до 2020 года. Основным итогом данного документа для потребителей должно стать снижение цен на импорт. Известно, в соответствии с международным опытом, таможенные задержки прибавляют около 40% к стоимости товара.
Большая часть документа, подписанного премьер-министром, состоит из общих положений, но есть и вполне конкретные обязательства. В области таможенного контроля уже к 2018 году начнется настоящая революция. Товары доставленные на экспорт, вместо нынешних 72 часов должны проходить все необходимые таможенные процедуры только за два часа. Международные транспортные компании поставят памятник российскому примьер-министру, это грандиозное событие в области международной транспортной логистики России. Таможенные процедуры для импорта должны сократиться в 48 раз. В результате вместо 96 часов, товары для внутреннего потребления будут проходить границу в течение двух часов. Количество документов, необходимых для предоставления в таможенные органы, при перемещении товаров через государственную границу будет сокращено с 10 до 4 штук. В это невозможно поверить, но судя по боевому настрою господина Медведева, это будет реальностью и уже совсем скоро.
Толчком к либерализации таможенного пространства стало вступление России в ВТО. По простым расчетам, в связи с упрощением таможенных процедур, государство сэкономит $ 18 млрд. в год. Однако, таможенная реформа пока хороша только как план, но ее нужно еще и реализовать. Здесь перспективы туманные.
Основным методом достижения высоких целей в правительстве видят во внедрении информационных технологий. И как показывает мировая практика, России вполне по силам осуществить такие реформы на практике.
К 2014 году Федеральная таможенная служба полностью перейдет на электронные документы.
В настоящее время доля государственных услуг, предоставляемых в ФТС в электронном виде, составляет всего 1%.
Но недаром Дмитрий Медведев свое желание бросить микрофон в стену объяснил, что таможенники все правительственные инициативы выворачивают «наизнанку». В частности, электронное декларирование ФТС России должно было быть введено еще в 2011 году. Еще в июле (в соответствии с "дорожной карты" в области таможенного администрирования) таможня должна была создать систему предварительной информации о ввозимых товаров. Однако практика показала, что информация вводится вручную таможенником уже при прибытии грузов на таможенные посты. По оценкам Агентства стратегических инициатив,время проверок на границах не уменьшилось, а даже увеличилось.
Сутками международные транспортные компании тратят на пересечение границы при въезде в Россию.
Тот факт, что деятельность таможенной "дорожной карты" в основном имеет жизнь только на бумаге, не говорят в пользу стратегии. Проблема состоит в том, что грядущие революционные изменения лишают таможенную бюрократию коррумпированного интереса, а она не хочет с этим интересом расставаться.