Цилиндр не работает — значит, в свече этого цилиндра не проскакивает искра; рабочая смесь не зажжена и не производит полезной работы; пары бензина смывают смазку со стенок цилиндров и в большом количестве попадают в картер двигателя, конденсируются и разжижают масло в картере; двигатель работает не ритмично, с перебоями.
Неработающую свечу можно найти, закорачивая их поочередно на массу. Делать это следует отверткой с деревянной ручкой при работающем двигателе. Если закоротить работающую свечу, перебои в работе двигателя увеличатся, обороты уменьшатся. При закорачивании неработающей свечи ритм работы двигателя не меняется. Неработающая свеча несколько холоднее работающих. Если вывернуть неработающую, она в отличие от работающих будет мокрой, забрызганной топливом и маслом.
Следует иметь в виду, что, если свеча не работает, неисправность может быть не только в ней, но и в подводящем проводе высокого напряжения, и в распределителе.
Для того чтобы определить, где же неисправность, следует отъединить провод от неработающей свечи и приподнять его над клеммой на 3—4 мм. Наличие бесперебойной искры свидетельствует о том, что до свечи все исправно, следовательно, неисправность в ней. При отсутствии искры надо провод присоединить обратно к свече и отъединить другой конец этого же провода от распределителя, приподняв его над соответствующим гнездом на 2—3 мм. Если в этом зазоре проскакивает искра, значит распределитель исправен, а неисправность — в проводе высокого напряжения к свече. Отсутствие искры указывает на неисправность в крышке распределителя.
В самой свече может быть неправильный зазор, трещина в изоляторе, сухой нагар (копоть) или жирный (масляный) нагар на изоляторе и т. д.
Зазор между электродами свечи должен быть равен 0,6—0,7 мм. Если он будет слишком мал (в результате неправильной регулировки), то и искра будет малая и слабая, неспособная воспламенять смесь, особенно при запуске двигателя. Кроме того, малый зазор легко забивается нагаром. При слишком большом зазоре нормальное напряжение может оказаться недостаточным, чтобы преодолеть его, и искры не будет.
Раньше сообщалось, что напряжение, создаваемое катушкой зажигания, должно пробивать зазор не менее 7 мм. Однако это верно для условий вне цилиндра. Внутри же цилиндров, в условиях большого давления, этому напряжению соответствует нормальный зазор в 0,7 мм. Отсюда понятно, что проверять наличие искры между электродами вывернутых свечей, когда давление между электродами равно давлению окружающей атмосферы, не имеет смысла. Искра при такой проверке может быть, а когда свечу ввернешь в цилиндр, она может оказаться неработающей.
Трещина изолятора постепенно заполняется нагаром. Нагар в трещине и на поверхности изолятора соединяет центральный электрод с массой. Ток вторичной цепи проходит по нагару, а не в виде искры через зазор.
Когда свеча совершенно чистая и ток по изолятору пройти не может, цепь до пробоя разомкнута зазором между электродами, и поэтому напряжение между ними равно электродвижущей силе вторичной обмотки. С возникновением нагара цепь даже до пробоя уже не является разомкнутой. В ней еще до появления искры возникает ток, так называемый ток утечки по нагару, а напряжение между электродами уже не равно ЭДС, а меньше ее.
В начале процесса нагарообразования ток утечки мал, и поэтому напряжение между электродами свечи еще достаточно велико — она работает. По мере увеличения слоя нагара его сопротивление уменьшается, ток утечки увеличивается, напряжение между электродами становится все меньше и меньше и, наконец, свеча перестает действовать.
Иногда такую свечу удается вновь заставить работать, создав дополнительный искровой промежуток между проводом к свече и клеммой. Подчас работоспособность такой свечи даже восстанавливается, и она начинает работать нормально уже без дополнительного искрового промежутка.
При дополнительном искровом промежутке ток утечки по нагару не может возникнуть, и поэтому напряжение катушки будет полное, равное ЭДС вторичной обмотки. Этого напряжения бывает достаточно, чтобы пробить два зазора: дополнительный и между электродами свечи, и между ними проскочит искра раньше, чем возникнет ток утечки. Восстановленная искра между электродами может сжечь нагар на изоляторе, и тогда свеча начинает нормально работать уже без дополнительного искрового промежутка.
Постоянная работа свечи с дополнительным искровым промежутком недопустима, так как повышенное напряжение может вывести из строя вторичную обмотку катушки зажигания.
Если не удастся восстановить работу свечи с помощью дополнительного искрового промежутка, ее следует вывернуть и осмотреть.
Свеча с заметными трещинами на изоляторе выбраковывается. Свечи с сильным нагаром или без заметных дефектов откладываются для проверки и очистки на специальных приборах, которые существуют для этой цели в электромастерских (например, прибор ГАРО для очистки и проверки свечей). Если нагар небольшой или электроды и изолятор забрызганы маслом, можно промыть свечу в бензине, нагар счистить деревянной палочкой, после чего вновь промыть бензином, высушить и ввернуть на место.
Иногда свеча отказывает в работе только под нагрузкой (при движении автомобиля), а при холостой работе двигателя перебоев нет. Это может быть объяснено тем, что при холостой работе давление газов в цилиндре значительно меньше, чем при нагрузке, и искра проскакивает, несмотря на пониженное напряжение, соответствующее закопченной свече, а под нагрузкой этого напряжения недостаточно для искры.
Такую свечу обнаружить труднее. Это можно сделать, заменяя все свечи поочередно на исправные, а по возвращении в парк — проверкой всех свечей на специальном приборе для проверки свечей.
Вернемся к нашему примеру с запуском двигателя, которым мы начали предыдущие два параграфа: двигатель не запускается, и водитель в поисках неисправности проверяет искру между проводами, снятыми с двух — трех свечей, и массой. Допустим, что искра получается хорошей — не менее 7 мм. Однако не следует спешить с заключением, что в системе зажигания все нормально. Остаются непроверенными свечи. Мы только что видели, что при исправном действии всех приборов зажигания напряжение между электродами может оказаться малым и искра может отсутствовать, если свечи покрыты нагаром, забрызганы топливом и маслом. Такие свечи могут вызывать очень большие затруднения при запуске двигателя, особенно непрогретого в холодную погоду. Надо вывернуть все свечи и осмотреть их. Попадание бензина на чистый изолятор почти не отражается на работе свечи, а смачивание бензином изолятора, покрытого нагаром, вызывает утечку тока и отказ в работе. Если оказалось, что свечи покрыты нагаром, забрызганы топливом и маслом, то надо их прочистить, прогреть и просушить, после чего пуск двигателя значительно облегчается.
В тех случаях, когда состояние двигателя (сильный износ поршневых колец, поршней и цилиндров) способствует быстрому образованию нагара на свечах, полезно до ремонта двигателя иметь второй комплект совершенно чистых свечей специально для облегчения запуска холодного двигателя зимой. После пуска и прогрева двигателя эти свечи следует заменять на старые, которые на прогретом двигателе могут работать, а для запуска холодного двигателя уже не пригодны.