Народ Израиля - первое еврейское государство в мире за два тысячелетия. Для евреев он представляет собой восстановление своей родины после многовековой диаспоры, последовавшей за упадком царства Ирода в I веке нашей эры. Израиль является центром значительной еврейской иммиграции. Гражданство Израиля - это статус, который позволяет человеку жить в Израиле, работать, учиться, иметь израильский паспорт, голосовать, получать лучшее в мире медицинское обслуживание и лечение. Израильское гражданство дает много преимуществ тем, кто здесь живет. Однако не каждый может стать гражданином Израиля. На самом деле, есть только три основных пути, по которым можно подать заявление на получение гражданства Израиля. Это:
- Jus sanguinis - гражданство по происхождению для галахических евреев (евреев по материнской линии), их детей, внуков и супругов.
- Jus soli - гражданство по месту рождения.
- Натурализация.
Эволюция израильского гражданства
Израильское гражданство состоит из трех различных слоев, наложенных друг на друга: этно-национального дискурса включения и исключения, республиканского дискурса целей сообщества и гражданской добродетели и либерального дискурса гражданских, политических и социальных прав.
Либеральный дискурс служил публичным лицом израильского гражданства и функционировал для отделения еврейских и палестинских граждан Израиля от палестинцев-неграждан на оккупированных территориях. Этно-националистический дискурс был призван провести различие между евреями и палестинскими гражданами в суверенном государстве Израиль. Наконец, республиканский дискурс использовался для узаконивания различных позиций, занимаемых основными еврейскими социальными группами: ашкенази против мизрахи, мужчины против женщин, светские против религиозно-ортодоксальных.
До середины 1980-х годов республиканский дискурс, основанный на корпоративистской экономике, сосредоточенной на зонтичной профсоюзной организации - Гистадруте, - был посредником между противоречивыми диктатами либерального и этно-националистического дискурсов. С тех пор либерализация израильской экономики ослабила республиканский дискурс, заставив либеральных и этно-националистических сторонников напрямую противостоять друг другу. После провала мирного процесса в Осло в 2000 году эти два дискурса взяли верх в одной области политики - либеральной в экономической политике и этнонациональной в политике по отношению к палестинцам и арабам в целом. Это разделение труда является причиной того, что накануне своего 73-летия как государства Израиль переживает худший кризис управляемости за всю историю. В то время как экономика Израиля находится на подъеме, а международное положение страны остается высоким из-за глобальной «войны с террором», общественное доверие к государственным институтам и лидерам находится на рекордно низком уровне, так что правительство не может заниматься неотложными делами страны.