Опрос:
Мехи - насосы для надувных лодок

МЕХИ-НАСОСЫ

 Мехи-насосы ножного и ручного типа используют для наполнения лодок воздухом, иногда для откачки воздуха, например, из камер спасательных лодок. Они должны обеспечивать минимальное время наполнения, быть компактными в сложенном виде и иметь достаточно продолжительный срок службы.

При нажатии на корпус меха происходит его складывание с вытеснением воздуха в лодку, а при снятии нагрузки с корпуса благодаря эластичности меха или восстанавливающего элемента мех принимает первоначальную форму.

На гребных лодках чаще применяют мехи с формованным эластичным корпусом, а на моторных — клееные створчатые мехи и металлические насосы поршневого типа с большой производительностью. Конструкция формованного меха, изготовленного из упругого эластичного материала, представляет собой корпус чаще полусферической формы с приклеенным к корпусу донышком и клапанной коробкой, отформованной обычно за одно целое с корпусом и расположенной в нижней части корпуса снаружи или внутри него. Клапанная коробка при наличии в лодках обратных клапанов может иметь только один клапан.

На лодках, на которых обратные клапаны отсутствуют, мехи имеют два клапана — прямой и обратный. Для максимального использования полезного объема воздуха в мехе и сокращения «мертвого» пространства в мехе-насосе корпус формованного меха может быть выполнен ступенчатым (рис. 2.48).

Переходные ступеньки заранее определяют линии перегиба корпуса меха при накачивании. Некоторые конструкции корпуса меха имеют поверхность в плане, наиболее близкую к форме ступни человека (рис. 2.49).

Оригинальной конструкцией является мех-насос со съемным жестким донышком (рис. 2.50), установленным в отформованные пазы в нижней части корпуса. Дно в этом случае выполняет функции предохранительного устройства, которое при достижении определенного давления в лодке смещается в пазах, нарушая герметичность внутреннего объема меха.

Известны и конструкции мехов-насосов со съемным донышком при ручном накачивании (рис. 2.51).

Клееные мехи представляют собой конструкцию цилиндрической или призматической формы с основанием в вид{ треугольника или прямоугольника, которая состоит из дву> створок, соединенных воздухонепроницаемой эластично! оболочкой, и восстанавливающего элемента — пружины расположенной между створками. Клапан в таких конструк циях, как правило, располагают на створках меха. Для уменьшения объема меха при его упаковке створки имеют ремешки, фиксирующие сложенное положение меха.

Наиболее распространены мехи в форме треугольной призмы, у которых створки шарнирно соединены между собой (рис. 2.52). Фирма «Семперит» (Австрия) применяет для некоторых лодок мехи, состоящие из двух корпусов, соединенных между собой клапанной системой. Корпуса в этом случае или целиком эластичные, или комбинированные — из эластичных и жестких элементов (рис. 2.53). Разработана конструкция меха-насоса, у которого роль восстанавливающего элемента выполняют семь — девять продольно расположенных по периметру цилиндрической поверхности мехов-насосов замкнутых камер одинакового размера. Восстановление упругости насоса обеспечивается также выбором упругого материала стенок меха.

Все описанные выше мехи являются дополнительным комплектующим элементом к лодкам и присоединяются к ним с помощью шлангов только в момент накачивания. На надувных гребных лодках фирмы «Пирелли» (Италия) используется и другое техническое решение крепления меха: над впускным отверстием в лодке. Мех в этом случае имеет гофрированный корпус (рис. 2.54). Он в сложенном виде с помощью специальных приспособлений крепится к надувному борту. Такой мех-насос дает возможность подкачивать воздух непосредственно на воде.

Эластичные самовосстанавливающиеся малогабаритные мехи могут быть расположены внутри надувного днища или борта. Их функцию также может выполнять отдельный отсек надувного борта.

В качестве меха может быть использован герметичный мешок (рис. 2.55),

предназначенный для упаковки лодки или хранения вещей. В одном из углов мешка-упаковки предусмотрено устройство для соединения с клапаном лодки при ее наполнении воздухом или газом. Аналогичное решение устройства наполнения применено в конструкциях надувных катамаранов «Инзер-2», «Инзер-3». Одно из сидений, используемое для размещения багажа, выполнено в форме мешка с дном в виде круга, вблизи которого на цилиндрической поверхности расположен клапан наполнения. После наполнения мешка его открытый конец закрывается в результате сворачивания мешка. По мере сворачивания воздух переходит в корпус лодки. Примечательны и конструкции сидений, выполняющих функцию меха-насоса, которые постоянно присоединены к клапанам бортов.

Для отдельных типов крупногабаритных лодок может найти применение конструкция корпуса, которая при раскладывании бортов обеспечивает поступление воздуха в полости камер через специальные клапаны, в результате чего камеры оказываются частично надутыми (рис. 2.56). В носовой и кормовой частях лодки закрепляются канаты. При зацеплении одного из канатов за какой-либо предмет и натяжении второго оболочка бортов расправляется, чему способствует конструкция специальных распорных узлов, и воздух свободно поступает в камеры. Доведение давления в бортах до рабочего осуществляется из дополнительных эластичных емкостей путем их скручивания.

Опыт использования металлических и пластмассовых цилиндрических насосов поршневого типа, аналогичных велосипедным и автомобильным насосам, показал, что они тяжелее по весу и менее удобны для надувных лодок, чем мехи-насосы. Автомобильные насосы рассчитаны на сравнительно высокое давление (несколько атмосфер) и имеют малую производительность, специально же изготовленные насосы, подающие большое количество воздуха под невысоким давлением (до 0,2 ати), получаются более тяжелыми и громоздкими по сравнению с мехами.

К Оглавлению