Опрос:
Изготовление воблеров
Изготовление воблера

фото 1,2При написании статьи я исходил из того, что она может быть полезна и тем, кто, не имея пока достаточного опыта, только задумывается об изготовлении приманок, и тем, кто начинает осваивать ловлю рыбы на воблеры. И потому помимо рекомендаций, как собственно изготовить воблер, мы рассмотрим, какие применяются материалы и почему. Проанализируем, как влияет форма тела воблера и лопатка на "игру" приманки. Разберем, какие модели и расцветки предпочтительны в разных условиях, как научить воблер правильно плавать (т.е. регулировку), какую проводку применять для той или иной модели и многое другое.

Изготовить воблер легко. Гораздо труднее создать уловистый воблер и научить его плавать. Это самая сложная задача. Если примитивно, то классический воблер состоит из тела приманки и лопатки. Форма тела и форма лопатки не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Взаимосвязь этих элементов играют ключевую роль.

При конструировании тела вы задаете базовую "игру" приманки, а лопатка служит не только для обеспечения глубины погружения, а в большей степени - для тонкой доводки требуемой "игры" и мощным инструментом для того, чтобы научить приманку плавать так, как вы задумывали.

И хотя я выше особо подчеркнул, что при конструировании воблера его тело и лопатка не могут рассматриваться по отдельности, я сознательно разобью изложение на две части. А разобрав все подробно порознь, потом будет легче соединить прочитанное.



Тело воблера

Материалы. Преимущества и недостатки применяемых материалов мы будем рассматривать в тех частях, где речь пойдет о регулировках и способах проводки приманки.

       

Как правило, воблеры изготавливают из дерева и пластмассы. Использование пластмассы предполагает большие финансовые затраты на изготовление пресс-форм, а рентабельность такого производства достигается за счет больших объемов реализации по всему миру. Даже такой известный производитель воблеров как Nils Master, не может себе позволить литьевое производство. Нет смысла замахиваться на это и начинающим изготовителям. Более разумным решением станет выбор в пользу дерева и, как правило - это будет бальза. Почему? В литературе очень много описано преимуществ бальзы, не буду повторяться. Но производители воблеров, заботясь о качестве свей продукции, говорят только об одном: что при возможном повреждении лакокрасочного покрытия и попадания воды в древесину неограниченного количества раз, бальза не трескается и не изменяет свою форму при высыхании. Другие виды дерева, пригодные для построения воблеров, этим качеством не обладают. А свойства бальзы (малую плотность и легкость) рыболовы успешно используют при проводке приманки, особенно во время неактивного клева, о чем поговорим ниже.

     

                        

Приобретая бальзу для производства, необходимо помнить, что этот материал очень неравномерен по плотности. Случается и так, что из одной закупленной партии в брак может уходить до 30% материала. Молодые деревья имеют настолько низкую плотность, что просто непригодны для использования, а ветки в 4 раза пористее ствола. Чем старее дерево - тем оно плотнее, что вызывает наибольший интерес у производителей приманок.

Форма тела. Все "воблеростроители" мечтают только об одном: создать воблер, который ловил бы любую рыбу и любого размера. Увы! Эта ниша остается свободной. Забегая вперед, скажу, что ближе к этому идеалу стоят воблеры из бальзы, причем изготовленные мастерами-одиночками, о чем мы поговорим в разделе о лопатках.

В первую очередь надо решить, для ловли какой рыбы вы хотите сделать воблер. От этого решения зависит форма будущей модели. Вот с этого момента давайте поподробнее.

Попробуем рассуждать логически.

    

Первое. Многие слышали о том, что в Финляндии практически у каждого водоема в близлежащей деревушке есть свой мастер, который изготавливает приманки, ориентированные именно для этого места. Приманки тот изготавливает для конкретной (популярной) рыбы данного водоема. Как правило, это одна модель и несколько видов расцветки под различные условия ловли: холодная - теплая вода, день - ночь, солнце - пасмурно и так далее. Допускаем, что путем долгих экспериментов финский мастер разработал воблер для конкретной рыбы. Но возникает вопрос, почему эта приманка, предназначенная, например, для форели на пороге, с успехом ловит и окуня, и голавля, да и других рыб, причем не только на том водоеме, для которого она предназначалась?

Второе. Можем предположить, что условия рыбалки, рыба и ее кормовая база Центральной Финляндии не сильно отличается от условий Северо-Запада России. Но тогда почему воблеры из Японии или Австралии, ориентированные на те виды рыб, которых у нас нет (включая и океанических), с успехом ловят и нашу рыбу? Что объединяет вышеперечисленные приманки? Ответ простой - это принципы построения формы и, соответственно - поведение приманки в воде ("игра"). Спиннингисты со стажем при покупке воблера не интересуются, для какой рыбы он был изготовлен. Формы тела и лопатки подскажут опытному рыболову, какую игру ожидать от приманки, угол и глубину заныривания и каким рыбам его предлагать.

Хоть это и не является утешением для начинающих, но всем им необходимо накапливать собственный опыт. Правило "Чем больше выездов, тем больше рыбы" еще никто не отменял.

Наверное, было бы нечестно по отношению к начинающим рыболовам на этом закрыть тему. Поэтому сразу после этой статьи мы подготовили материал, где опытные спиннингисты делятся своим опытом по выбору приманок для конкретной рыбы.

А тем, кто хочет заняться изготовлением воблеров, придется запастись терпением. Начинать надо с популярных и понятных форм. Эксцентричные по форме приманки вызывают недоверие, скорее всего - это способ самовыражения их создателя.


фото 16Многие приманки уже изначально рассчитаны на ловлю не одного вида рыбы. Одним из таких воблеров, популярных в Санкт-Петербурге, является "Шад Pan" (Shad Rap - фото 1). На него с успехом ловят судака, щуку и окуня. Давайте рассуждать от обратного: допустим, что нашим желанием является изготовление эффективной приманки только для судака. Включаем логику и попробуем осторожно выстроить конкурентное преимущество.

1. Судак питается уклейкой, поэтому примем стратегическое решение: сузить приманку, что помимо силуэтного сходства позволит, при неактивном клеве применять более медленную проводку без потери качества "игры".

2. Судак активно ловится вечером и даже ночью. Логично предположить, что в таких условиях рыба больше полагается не на зрение, а на боковую линию. Узкая приманка (например, формы рапаловского Original) великолепно ловит судака, но вялая "игра" (покачивание боками) наиболее эффективна в светлое время суток. Вспомним, что мы выстраиваем конкурентное преимущество - и для ночных условий усиливаем воздействие на боковую линию, для чего изгибаем тело, заставляя приманку гораздо активнее вилять хвостом. Делаем тоньше сам хвост, что позволит подвесить - без потери "игры" - более мощный тройник для судачьей пасти (фото 2). Лопатка в дальнейшем так же сыграет свою роль.

Примечание: Какие изменения тела приманки на что влияют - мы будем подробно рассматривать в следующем номере журнала. Пока же ограничимся информацией без пояснений, чтобы перейти непосредственно к изготовлению формы воблера.

Наш эскиз готов, увеличиваем его в длину до 8 сантиметров, распечатываем на принтере, переводим на плотный картон для многоразового использования (фото 3) и передаем в руки мастера.

Изготовление приманки

Обычно я делаю так:

1. Заготавливаю бруски требуемого сечения (фото 4), переношу эскиз с бумажного шаблона на деревянную заготовку и сразу пропиливаю прорезь под будущую лопатку (фото 5). Если приманка изготавливается вручную, то канавку под проволоку я пропиливаю тоже на этом этапе (фото 6). Дело в том, что при последующей обработке заготовки ножом и наждачной бумагой, уже вставленная проволока помогает визуально следить за симметрией. Если заготовка вытачивается на станке, то прорезь можно сделать и перед покраской (фото 7). Проволоку я изгибаю при помощи нехитрого станочка (фото 8) и специально изготовленной формы под каждый размер приманки (фото 9).

фото 172. Ножом придаю очертание спинки (фото 10), накладываю на полученную поверхность картонный шаблон сечения воблера (фото 11) и обвожу мягким карандашом (фото 12).

3. Грубо выстругиваю контуры воблера, а остальная доводка выполняется наждачной бумагой. Для того чтобы придать воблеру плавную форму без провалов я наклеиваю наждачную бумагу на плотный картон или, что еще лучше, на тонкую фанеру и, проворачивая заготовку в руках, делаю закругления и сглаживаю неровности (фото 13).

4. После того, как заготовка обработана (фото 14), перехожу к следующему, очень важному этапу - подготовке под окраску. Для этого я делаю специальный раствор, состоящий из гранулированной пластмассы - пробионат (по научному - Cellidor CR410-18a) (фото 15) и нитрорастворитель. Использовать в качестве растворителя ацетон я не рекомендую, поскольку впоследствии при покраске могут возникнуть проблемы. Раствор (в дальнейшем будем называть его - лак) готовится в следующей пропорции: засыпается в емкость (чаще - это стеклянная банка) 500 граммов гранул - и нитрорастворителем доводится объем до трех литров. Это примерная пропорция, в дальнейшем же поможет накопленный опыт. Но лак лучше тот, который чуть гуще, чем более жидкий.

5. Устанавливаю в прорезь воблера заготовку из проволоки, выравниваю ее и при помощи обыкновенного шприца заполняю пропил лаком. Густой лак не растекается и равномерно заполняет все пространство прорези. Откладываю заготовку до высыхания лака.

6. При производстве своих воблеров я первостепенное внимание уделяю качеству. Мастер должен быть уверен, что его приманки при эксплуатации в различных условиях сохранят не только все заложенные характеристики "игры", но и необходимую прочность и качество лакокрасочного покрытия.

Для того чтобы придать поверхности воблера нужную прочность, максимально защитить древесину от попадания внутрь воды и сгладить естественные неровности бальзы, я несколько раз макаю заготовку в лак.

фото 18 фото 19

Делается это следующим образом. Закрепляю приманки в вертикальном положении за кольцо крепления в специально изготовленном для этого приспособлении (фото 16). Опускаю заготовку в лак на 10-30 минут (в зависимости от густоты лака) - главное, чтобы заготовка впитала пластмассу и стала крепче. Даю высохнуть заготовке на открытом воздухе и повторяю операцию. Макая второй раз, проверяю, не идут ли воздушные пузыри из бальзы, при необходимости выдерживаю заготовку в лаке, вынимаю и даю высохнуть. В общей сложности окунание воблеров в лак я делаю 4-6 раз. Рекомендую также два раза опускать заготовку в лак головой и два раза - хвостом.

7. После того, как заготовка высохла, "водные процедуры" не прекращаются. Пластмасса Cellidor CR410-18a в Финляндии продается как в виде прозрачных гранул (выше рассказано об использовании раствора именно из них), так и белых. Готовлю еще один лак из белой пластмассы, он менее прочный и служит в основном для придания приманкам стойкого покрытия белого цвета. Лак готовится в тех же пропорциях, что и прозрачный. Аналогично окунаю приманки в белый лак 4-5 раз, даю высохнуть до состояния "чтобы не прилипал к рукам" и обыкновенным ножом очищаю от пластмассы проволочные петельки. После высыхания повторно в том же месте делаю прорезь для крепления лопатки. Вместо белого лака заготовку можно окунать в белую нитроцеллюлозную краску, но прочность покрытия будет несколько уступать пластмассовому. На этом первый этап заканчивается.

Если вы будете профессионально заниматься изготовлением воблеров, то возможно придется сделать некоторые инвестиции в производство. В первую очередь - это копировальный станок (фото 17). Производительность резко повышается, вы избавлены от необходимости строгать ножом - только наблюдайте, как машина делает вашу работу (фото 18). Но придется заказывать и образец-лекало под каждую модель и размеры воблера (фото 19).


А. Яковлев

"Спортивное рыболовство № 8 - 2008г."