Опрос:
Установка мотора на кронштейне

Установка мотора на кронштейне

 

Сделать выносной кронштейн, конечно, проще, чем подмоторную нишу. При этом в транце не нужно делать выреза, снижающего высоту надводного борта; экономится место, которое может быть использовано для размещения снаряжения; в лодку не попадает горючее при утечке его из двигателя.

Заметим, что никакого улучшения ходовых качеств установка кронштейна не дает. Кроме того, возникают неудобства при ремонте мотора на плаву, ухудшается его защищенность.

Две наиболее часто применяемые конструкции кронштейнов показаны на рис. 164 (размеры — под мотор «Вихрь»). Первая (а) — кронштейн открытого типа, в котором подмоторная доска с помощью рамок, сваренных из угольника либо металлической полосы, крепится к прочному набору транца. Если расстояние между стойками транца больше, чем между рамками — опорами кронштейна, следует поставить внутри корпуса дополнительные подкрепления (две вертикальные стойки, распределяющие нагрузку на бимс и флор).

Другая конструкция (б) с наклонным поддоном из фанеры — более удобна при ремонте мотора на плаву (меньше вероятность что-либо потерять). Кроме того, поддон обеспечивает дополнительную жесткость кронштейну.

Для уменьшения вибрации советуем между подмоторной доской и рамками кронштейна проложить резиновую прокладку.

Напомним, что высота крепления мотора должна быть такой же, как и при его навешивании непосредственно на транец.

 

Подвесной мотор на яхте

 

При установке кронштейна для подвесного мотора на яхте транец, не рассчитанный на такую нагрузку, необходимо надежно подкрепить, иначе можно остаться и без мотора, и без транца.

Вот одно из возможных решений (рис. 165, а), которое позволяет обойтись без особых переделок транца и делает кронштейн убирающимся. Две направляющие трубы 2 внутренним диаметром 40—50 мм устанавливают симметрично ДП на расстоянии 400 мм одна от другой и на высоте 350—400 мм от ватерлинии (в зависимости от длины «ноги» мотора) так, чтобы одним концом они крепились в транце заподлицо с его наружной стороной, а другим — на переборке или стойках 3. В эти направляющие трубы 2 вставляются и фиксируются болтами-барашками 4 две другие — выдвижные трубы 1, к которым и крепится подмоторная доска кронштейна. Трубы можно смазывать, чтобы они легко ходили одна в другой. Такой кронштейн при плавании под парусами можно снимать вообще или задвигать вплотную к транцу.

Параллелограммный кронштейн (рис. 165, б) удобен на яхтах с высоким транцем и при использовании моторов с нижним расположением пускового шнура («Ветерок», «Прибой»). Материалом для изготовления этого приспособления служат стальной угольник 30X30, стальная полоса 30x3 и листовая сталь. Приспособление наглухо крепится болтами к транцу. При ходе под парусом (или для запуска) мотор поднимается в верхнее положение.

Иногда и на яхтах делают подмоторную нишу или даже колодец.    

 

                                               Подвесной мотор на надувной лодке

 

Легкий подвесной мотор (например, «Салют») можно установить на надувной лодке с помощью простейшего кронштейна (рис. 166, а). Он состоит из подмоторной доски 5 толщиной 25 мм и двух фанерных (6 = 8-т-10 мм) щек 6; щеки дополнительно стягиваются прутками 8. К баллону лодки кронштейн крепится ремнями с пряжками 7. Чтобы баллон не перетирался, упирающиеся в него кромки щек нужно оклеить резиновой полосой 4, а еще лучше прибить к щекам лист 3-миллиметровой фанеры по всей ширине кронштейна: тогда давление от мотора равномерно распределится по поверхности баллона.

Скорость лодки под мотором будет более 10 км/ч; чтобы при этом ее не забрызгивало с носа, полезно сделать простейшее носовое закрытие — «козырек» 3 из куска прорезиненной ткани, закрепленного с помощью деревянных брусочков-клевантов 2 и петель /. Середину тента подпирают стойкой.

Если «жесткость» корпуса оказывается недостаточной, целесообразно сделать прочную раму из досок и закрепить ее к корпусу лодки в нескольких местах (рис. 166, б).

 


 

                                                                  «Салют» на байдарке

 

Проще всего крепить мотор на съемной поперечине у борта байдарки рядом с сиденьем рулевого (рис. 167). Сразу отпадают все трудности по устройству дистанционного управления и вообще обслуживанию мотора (осмотру, ремонту, заправке, запуску). Все, как говорится, под рукой. Но и недостатки такой установки мотора тоже очевидны: хуже и устойчивость на курсе и маневренность.

Другой вариант — крепить мотор за кормой — более сложен. Предлагаемая конструкция разработана для байдарки «Луч», но может быть использована и для любой другой двух, трехместной байдарки  (рис.  168).

Раму 3 из двух дюралевых трубок диаметром 30 мм крепят к шпангоутам 10; чтобы при этом не ослаблять, конструкции каркаса, болты следует брать диаметром не более 5 мм, а еще лучше применить шпильки с загнутым концом. К концам трубок закрепляют с помощью металлических кронштейнов подмоторную доску 6. Для управления газом используются два состыкованных троса в боуденовской оболочке 9 от мотоцикла. Румпель // отсоединяется от мотора и крепится к левому носовому концу рамы при помощи деревянной пробки длиной 150 мм, забитой в трубу, и кронштейна с шарниром, приклепанного к концу пробки.

На рисунке также видны: шнур / управления поворотом мотора, идущий от педали к коромыслу 8; зажимы 2 шнура, регулирующие усилие, прикладываемое для поворота мотора; поперечина рамы 5; трос кнопки подсоса 4; хлорвиниловая трубка 7, предотвращающая выливание бензина из бачка при откидывании мотора.

К содержанию