Опрос:
Общие конструктивные решения основных элементов надувных лодок

2.1. ОБЩИЕ

КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Надувная лодка принимает надлежащую форму и плавучесть при наполнении ее бортов и других элементов конструкции воздухом до образования рабочНАДУВНЫЕ БОРТАего давления. Лодка может приводиться в движение с помощью весел, паруса, двигателя или какого-либо другого механического средства. Форма лодки обеспечивается, главным образом, элементами, формирующими ее корпус, — соединенными днищем надувными бортами, которые создают завершенность конструкции и придают изделию целостность. Все надувные лодки имеют ряд общих конструктивных элементов: надувные борта с перегородками, днище, сиденья, клапаны наполнения и стравливания, весла, уключины, мехи-насосы и т. п.

НАДУВНЫЕ БОРТА. Многообразие внешнего вида лодок объясняется различной формой расположения бортов и их соединений. Выбранная форма лодки достигается путем предварительного раскроя отдельных полотнищ частей бортов и их соединения в заданной последовательности. Для надувных лодок характерны три формы расположения бортов в плане: замкнутая (О-образная), полузамкнутая (0-образная) и незамкнутая (катамаранная, рис. 2.1).

 

 

Приведенное деление включает ряд модификаций формы лодок в плане. Так, к лодкам О-образной формы относятся все лодки с замкнутым контуром, в том числе лодки торо-образной формы (рис. 2.2), используемые в основном для развлекательных целей, и надувные байдарки вытянутой остроконечной формы (рис. 2.3).

 

надувная байдарка

Лодки с прямолинейными или криволинейными надувными бортами, у которых они соединены между собой в носовой части под различными углами и кормовые оконечности бортов не соединены надувным элементом, принадлежат к группе лодок У-образной формы.

Лодки с параллельно расположенными надувными поплавками, соединенными между собой либо эластичным днищем с жестким настилом (рис. 2.4),

надувной моторный катамаран с жестким настилом

либо жесткой платформой, составляют группу лодок катамаранной формы. К этой же группе относятся и лодки, у которых два надувных поплавка зафиксированы продольными элементами и соединены эластичным днищем. Загнутые вверх носовая и кормовая части днища образуют козырьки. Отдельные конструкции обеспечивают трансформацию одной формы лодок в другую, изменение соотношения длины и ширины в зависимости от целей и условий плавания. Образование новых форм также может достигаться комбинацией лодок одной формы путем их соединения без изменения главных размерений и трансформацией одной формы лодки в другую с помощью разъемных соединений бортов и днища. Например, соединением двух У-образных лодок консольными оконечностями с помощью эластичных муфт получается лодка О-образной формы повышенной грузоподъемностью (рис. 2.5). Соединение нескольких О-об-разных лодок бортами образует групповое транспортное средство (рис. 2.6).

Надувные байдарки, скрепленные жесткими поперечными связями, превращаются в надувное транспортное средство катамаранной формы. Путем соединения бортов нескольких катамаранов или размещения между поплавками одного катамарана дополнительных надувных баллонов получается плот для спортивного сплава. В настоящее время появились конструктивные решения и потрансформации небольших катамаранов в надувную платформу для виндсерфинга. Поплавки катамаранов освобождают от настила, сдвигают до касания боковыми поверхностями, связывают между собой дополнительными гибкими элементами. В центре этого сооружения устанавливают небольшую опорную площадку со швертом, пропускаемым между баллонами (поплавками) и имеющим опору под шпором мачты.

В пределах одной формы лодок возможны изменения соотношения длины и ширины с помощью дополнительных надувных отсеков, расположенных в носовой и кормовой частях, или прямолинейных участков бортов. При такой трансформации дополнительные надувные отсеки складываются, оставшиеся элементы корпуса сближаются и фиксируются.

Борта лодки образованы, как правило, камерами цилиндрической формы. Самым распространенным является борт, состоящий из одной камеры, реже — из нескольких камер, расположенных ярусами одна под другой и соединенных между собой в различных комбинациях. Многоярусное оформление бортов применяется с целью получения повышенной надежности и безопасности, выигрыша в полезной площади кокпита или с целью увеличения надводного борта лодки. Такое расположение камер чаще всего встречается в надувных байдарках.

Для некоторых типов надувных катамаранов характерно многоярусное расположение поплавков, которое обеспечивает конструкции быстроходность и комфортабельность. Поплавки состоят из двух камер разного диаметра. Объем нижней части катамарана должен быть рассчитан таким образом, чтобы при номинальной нагрузке его осадка была равна половине диаметра камеры. Подобная конструкция обеспечивает ряд преимуществ: меньшее гидродинамическое сопротивление корпуса благодаря его удлинению; более высокое расположение над водой мостика; увеличение бокового сопротивления катамарана, который будет меньше дрейфовать при боковых ветрах; повышенное давление воздуха в нижней камере. В других конструкциях катамаранов с многоярусным расположением надувных поплавков предусмотрено деление поплавков горизонтальными параллельными перегородками из эластичного упругого материала. Эти перегородки образуют дополнительные камеры с системой наполнения, независимой от основной системы, что позволяет изменять геометрические характеристики поплавков (например, постепенно увеличивать ширину сечения от нижней части до верхней).

Дополнительные камеры небольшого диаметра иногда применяют на надувных лодках для повышения жесткости корпуса и увеличения высоты надводного борта. Дополнительную камеру располагают обычно наверху, она может быть помещена и в нижней части основных баллонов катамаранов. Такие поплавки обладают большей жесткостью, живучестью и меньшим сопротивлением воды, но изготовление поплавков заметно усложняется.

Для катамаранов возможно применение и надувных поплавков, которые состоят из трех надувных изолированных баллонов, сопряженных друг с другом так, что их центры оказываются в вершинах равнобедренных треугольников (рис. 2.7).

надувной катамаран с поплавками

Два нижних поплавка плавучие, а верхний является опорным для продольных связей. Такое расположение баллонов повышает проходимость катамарана, увеличивает его остойчивость.

Для катамаранов с одноярусным расположением поплавков поплавки, изготовленные из эластичного материала, обрамляют тонкими пластинами, которые зажимаются разъемными соединениями в носу, корме и нижней части катамарана.

Надувные борта могут быть разделены эластичными перегородками на несколько герметичных, примерно равных по объему отсеков, каждый из которых имеет устройство для наполнения. Такие борта повышают безопасность плавания лодки, увеличивает надежность конструкции и предотвращает утечку воздуха в случае внезапного повреждения лодки в одном из отсеков. При повреждении борта перегородка будет выдуваться в сторону отсека, имеющего наименьшее давление. Поэтому перегородки должны быть прочными и надежно приклеены к бортам.

Камеры плавучести надувных бортов разделяются перегородками в вертикальном или горизонтальном направлениях, вдоль или поперек борта. В настоящее время в конструкциях надувных лодок наибольшее применение нашли вертикальные перегородки (рис. 2.8). Из поперечных перегородок наиболее известны конусообразные, дискообразные (плоские) и куполообразные (сферические). Они проще продольных в конструктивном отношении, обладают меньшей материалоемкостью и технологичнее в производстве. Чаще в надувных лодках применяется конусообразная перегородка. Куполообразная перегородка сложнее в изготовлении, в случае повреждения смежного отсека она выдувается в сторону этого поврежденного отсека больше, чем остальные, что приводит к пропорционально большей потере давления в неповрежденном отсеке. При дискообразной перегородке потеря давления в отсеке наименьшая, но благодаря ее конструкции внутреннее давление при резком падении давления в соседнем отсеке с максимальной силой действует на место приклейки перегородки к борту, что может привести к ее отрыву. Этот недостаток может быть устранен путем образования гофра на поверхности дискообразной перегородки (рис. 2.9).

 

Разновидностью устройств, разделяющих внутреннее пространство бортов на отсеки в поперечном направлении, являются надувные перегородки, выполненные в виде шара. Шар наполняется через шланг и способен перемещаться внутри борта на длину шланга.  Давление внутри этих перегородок устанавливают обычно больше, чем в бортах лодки> что обеспечивает меньшую потерю давления в смежном поврежденном отсеке и увеличивает количе-ство изолированных отсеков.

Основным преимуществом лодок надувная с горизонтальными перегородками лодка с перегородками является сохранение формы борта при в виде надувных шаров повреждении одного из отсеков. В этом случае уменьшается только диаметр борта. Горизонтальные перегородки, разделяющие борта в продольном направлении (рис. 2.11), нашли применение в основном на небольших надувных лодках, изготовляемых методом сварки из термопластичных материалов. При таком способе изготовления горизонтальные перегородки свариваются с контуром борта за один цикл, хотя это и приводит к большему расходу материала. В выпускаемых промышленностью в настоящее время лодках горизонтальные перегородки чаще располагаются по варианту «труба в трубе» (рис. 2.12).

Внутри борта лодки по всей его длине или на отдельном участке цилиндрической части борта к его внутренней части прикрепляется надувной цилиндр диаметром, меньшим диаметра борта. Цилиндр имеет объем, который достаточен для поддержания лодки на плаву при утечке воздуха из основной камеры. В других конструкциях борта кольцевое пространство между трубами разделяют продольными перегородками на небольшие отсеки (камеры малого объема). Это пространство (20 — 30% общего объема) отдельно наполняется воздухом. Пространство внутренней трубы может использоваться в качестве грузового трюма, и давление в нем может быть близким к атмосферному. В некоторых конструкциях надувных лодок борта выполнены с внутренней камерой, вставляемой в наружную обшивку (покрышку), последняя имеет разъемы, соединяемые застежками-молниями. Такими же застежками присоединяется к бортам днище по всему периметру корпуса лодки. Разъемы в бортах позволяют, например, в качестве камеры использовать свернутую в спираль плоскую надувную панель, имеющую множество отдельных герметичных баллонов (ячеек), заполненных воздухом.

На лодках и катамаранах, используемых для сплава по горным рекам, где требуется повышенная надежность конструкции, внутреннее пространство бортов разделяют наклонными продольными перегородками с образованием более двух отсеков. В конструкциях поплавков катамарана самостоятельной постройки для повышения надежности конструкции вместо вклеенных перегородок применяют вставные надувные камеры, например резиновые камеры от футбольных мячей. Аналогичное разделение внутреннего пространства борта может быть выполнено с помощью воздухонепроницаемого цилиндра из эластичного материала, который наполняется воздухом и через определенные участки пережимается гибкими связями с образованием в нем нескольких герметичных изолированных отсеков. На надувных лодках, эксплуатирующихся в особо трудных условиях, помимо разделения камеры плавучести на несколько отсеков дополнительно внутрь камеры вводится синтетическое вещество, обладающее собственной плавучестью. Вещество в брикетах или гранулах вводится через отверстия в корпусе и частично заполняет внутренний объем камеры плавучести, после чего камера наполняется воздухом.

Многие технические решения конструкции корпуса направлены на использование объема надувных бортов для хранения в них туристского снаряжения или топлива. Для этого в борту создается, чаще всего вертикальными перегородками, один или несколько изолированных отсеков, которые после загрузки снаряжением герметизируются и наполняются воздухом. Такое решение выполнено в конструкции надувной лодки «Иволга-3». В ряде конструкций лодок внутри бортов монтируют эластичные емкости, предназначенные для размещения топлива (рис. 2.13) или питьевой воды, которые под действием избыточного давления внутри борта подаются наружу. Жесткие топливные баки закрепляются внутри надувного борта обычно с помощью надувного кольцевого пояса и соединяются гибкими шлангами с двигателем. На лодках и-образной формы изолированные консольные оконечности также используются для размещения топлива.

Известны лодки, в которых отсеки, образованные вертикальными перегородками, изготовленными из пористой губчатой резины, выполняют функцию меха-насоса. Отсеки бортов наполняются воздухом нажатием рукой или ногой на наружную стенку отсека меха. При этом воздух через резиновые клапаны на этих перегородках поступает в смежные отсеки. При повышении давления в этих отсеках часть воздуха возвращается обратно через поры губчатой резины в мех-насос.

Борта в зависимости от формы лодки в носовой части выполняют в основном в виде участков тороидальной формы или комбинаций цилиндрических и конических поверхностей, соединенных под различными углами. Для того чтобы лодку не забрызгивало и не заливало на волнении, нос, а иногда и корму делают приподнятыми, при этом нос часто защищают водонепроницаемым козырьком. Приподнятость носа достигается несколькими путями: увеличением диаметра камеры в носовой части (например, у лодки «Нырок-4»), стыковкой отдельных частей вышек раскроя под углом друг к другу в результате предварительного расчета формы раскроя полотнищ этих частей (например, у лодки «Язь-2»), разворотом обоих бортов в пространстве на несколько градусов относительно оси симметрии их цилиндрической части и последующей стыковкой их закругленных частей между собой. Приподнятость носа и кормы, обеспеченную таким способом, имеет лодка «Инка С» фирмы «Метцейлер» (ФРГ). Концы камер в носовой части лодки резко приподняты и загнуты рогообразно вверх (рис. 2.14), а в кормовой части борт приподнят на меньшую высоту.

Фирма «Пирелли» (Италия) предлагает изогнутость и приподнятость носовой части достигать с помощью усилительных лент, обладающих незначительной растяжимостью (рис. 2,15).

Ленты наклеиваются на носовую часть борта в соответствующем расположении, таким образом можно обеспечить изогнутость оси борта в нескольких плоскостях. Известно и другое решение конструкции, по которому тороидальная часть получается перегибом цилиндрического борта с образованием на наружной поверхности борта в кокпите лодки внутренних складок, закрепляемых с помощью специальных лент (рис. 2.16).

Для лодок и-образной формы характерно выполнение консольных оконечностей в виде полных или усеченных цилиндрических или конических поверхностей правильной или неправильной формы (рис. 2.17).

 

Заделка консольных оконечностей разъемными соединениями позволяет иметь доступ внутрь поплавков для проведения ремонта, профилактического осмотра или устанавливать внутрь бортов элементы, изменяющие их геометрию (рис. 2.18).

Правильно выбранные кормовые оконечности, особенно для надувных моторных лодок с мощными моторами, повышают безопасность от опрокидывания через нос, создают хорошую кромку отрыва воды и дополнительную подъемную силу в кормовой части, приподнимают лодку при набегающей сзади волне и предотвращают заливание с кормы. Естественно, что это также относится и к заднему ходу. Кроме того, благодаря выступающим кормовым оконечностям подвесной двигатель имеет повышенную степень защиты от повреждений. Увеличение объема поплавков на катамаранах способствует улучшению такого показателя мореходности, как всхожесть на волну. Кроме того, дополнительный объем не позволяет катамарану перевернуться.

Увеличить объем оконечностей, не увеличивая габаритных размеров судна (длину и ширину), а также не ухудшая такого важного показателя, как поворотливость, можно, разместив дополнительные емкости-наплывы в носу и корме по верху поплавков катамарана. Реже встречаются лодки с бортами, консольные оконечности которых загнуты за транцем в обратном к нему направлении (рис. 2.19).

 При этом свободное пространство за бортами резко уменьшается.

Ряд технических решений предусматривает изменение формы борта от традиционной цилиндрической до эллипсовидной путем расположения внутри борта эластичных перегородок, а также путем монтажа внутри борта или снаружи жестких пластин на части периметра борта (рис. 2.20).

Носовую и кормовую оконечности надувных байдарок и поплавков надувных катамаранов заостряют путем вклейки   внутри   этих   элементов   нескольких   разных   по высоте эластичных перегородок.

 

К Оглавлению