Опрос:
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТОЯНОК, УСТРОЙСТВА И СНАБЖЕНИЕ ЛОДОК

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТОЯНОК, УСТРОЙСТВА И СНАБЖЕНИЕ ЛОДОК

 2 часть

 

Штопор для швартовки

 

При плавании по рекам с безлесными берегами заложить — закрепить швартов на берегу просто не за что. Прибегают к помощи костыля, который не всегда надежно удерживает судно.

Советуем сделать простейший береговой якорь в виде штопора, навив его из стального арматурного прутка диаметром 10—12 мм (рис. 47). Завернуть его даже в плотный грунт довольно легко с помощью рычага — палки, продетой в кольцо (рым). Вывинчивается из грунта «штопор» точно таким же образом.

 

Две утки из прутка

 

Красивые и практичные утки можно сделать из стального прутка.

В любой кузнице найдется штамп, с помощью которого посредине прутка делается шаровое утолщение (рис. 48, а): Расклепав затем это утолщение в плоское основание и согнув «рога», превращают заготовку в утку, Остается просверлить два отверстия для крепления к палубе, зачистить и округлить все неровности, отполировать и отдать готовую утку в хромировку.

На рис.48,6 показана утка сварной конструкции, которая одновременно может служить подъемным рымом; в этом случае ее нужно закрепить за надежную подпалубную связь,  например   за привальный брус или карленгс. Сваривается утка из прутка диаметром  8—14 мм  (в зависимости от веса лодки) и   опорной площадки с отверстиями   под  болты.

 

Крепление рыма для буксировки тузика

 

Отправляясь в поход на парусном или моторном судне с большой осадкой, часто берут на буксир шлюпку-тузик. Шлюпка не будет рыскать, если рым для буксира закрепить на форштевне, как показано на рис. 49; при этом шлюпка легко всходит на волну, не зарываясь в воду.

И еще один совет. На большой попутной волне шлюпка, скатываясь с гребня, все же стремится к зарыскиванию. Выпустите с кормы буксируемой шлюпки длинный пеньковый конец — устойчивость ее хода будет обеспечена.

 

Брага для аварийной буксировки

 

Возможны различные аварийные ситуации (плотная посадка на мель, затопление с пробоиной в обшивке и т. п.), при которых судно необходимо буксировать, но в то же время должно быть приложено такое усилие, которое ни кнехт, ни битенг на судне выдержать не способны.

В этих случаях прочный буксир в виде кольца — браги обносится  вокруг всего корпуса судна (рис. 50).   Чтобы брага не сползла вниз, ее прихватывают тонким тросом к битенгам, кнехтам, уткам, а от срыва вверх страхуют прочными концами, пропущенными под киль. На острых углах корпуса, например, у транца, под брагу подкладывают «подушки» (старые ватники и т. п.). Если трос стальной,  борта защищают (в нескольких местах) обрезками досок.

Брагой можно пользоваться и при вытаскивании катера на берег автомобилем или трактором.

 

 

Крепление футштоков, весел и отпорных крюков

 

Футштоки, весла и отпорные крюки в плавании хранятся по-походному на палубе, на крыше рубки или внутри — на бортах лодки. Если их не закрепить, они могут оказаться за бортом или под ногами. Но крепить  их надо так, чтобы можно было ими быстро воспользоваться.

По диаметру древка надо вырезать из толстой резины подушки (рис. 51) и закрепить их (по две на каждый футшток или крюк) шурупами. Древко должно туго входить в «зев» подушек.

 

 

 

Крепление отпорного крюка к вантам

 

На парусной яхте отпорный крюк можно крепить по-походному к вантам (рис. 52). К ванте привязывают петлю из тонкого шнура, а еще лучше — из резинового жгута, который плотнее притягивает крюк. Для другого конца древка нужно сделать скобу из миллиметровой пружинной стали или латуни и закрепить ее к ванте с помощью мягкой проволочки. Разумеется, пружинная скоба должна удерживать крюк при крене и качке.

Советуем также к отпорному крюку привязать тонкий линь длиной 2—3 м; так будет меньше шансов упустить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отпорный крюк с карабином

 

Это устройство (рис. 53) удобно при швартовке. Конец тонкого швартовного троса 3 с карабином, состоящим из гака 5 и защелки 4, крепят при помощи полозка 1 к древку 2 отпорного крюка или футштока. Теперь, дотянувшись концом этого отпорного крюка или футштока до причального рыма на стенке (на буйке, свае и т. п.), достаточно зацепиться за него гаком 5 и потянуть за трос — защелка 4 соскочит с полоза и «запрет» карабин, отделившийся при этом от древка; швартовный трос окажется надежно заложенным за рым. Выбирая или потравливая трос, можно поставить судно в нужное место.

Подобные отпорные крюки широко применяются яхтсменами  за  рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К содержанию