Опрос:
Мощность двигателя и скорость моторной лодки
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ И СКОРОСТЬ МОТОРНОЙ ЛОДКИ.

Максимальная мощность двигателя надувной моторной лодки N зависит от размерного фактора, формы корпуса и обводов подводной части, прочности и жесткости конструкции. Ее определяют по следующим формулам: для лодок со съемным транцем и с мотором максимальной мощностью, не превышающей 7,5 кВт, N = 0,9F (d); для лодок с вклеенным транцем N = 0,6F (d) + 2,9 при F (d) < 3,3, N = 10F (d) - 28,1 при 3,3 < F (d) < 7, N = 6F (d) при F (d) > 7. Вычисленную мощность уменьшают по каталогам на выпускаемые моторы до ближайшей мощности.

На скорость надувных моторных лодок влияют мощность мотора, нагрузка, расположение нагрузки по длине кокпита, главные размерения, форма корпуса в плане, угол килеватости днища, его жесткость и другие факторы. Французские специалисты определили предполагаемую скорость для наиболее распространенных по длине лодок в зависимости от длины, мощности двигателя и нагрузки (табл. 3.6).

Таблица 3.6. Скорость надувных моторных лодок в зависимости от различных факторов

Длина лодки, м

Мощность мотора, кВт (л. с.)

Нагрузка, Н (кгс)

Скорость, км/ч

3,0

3,7 (5)

1000(100)

15

 

 

2500(250)

10

 

7,3(9,9)

1000(100)

35

 

 

2500(250)

20

3,5

7,3(9,9)

1000(100)

30

 

 

3000(300)

20

 

14,7(20)

1000(300)

45

 

 

3000(300)

40

4,0

7,3(9,9)

1000(100)

30

 

 

3000(300)

25

 

14,7(20)

1000(100)

35

 

 

3000(300)

30

 

29,4(40)

1000(100)

50

 

 

3000(300)

45

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

При художественном конструировании надувной лодки цвет является одним из основных средств композиции. Особенности восприятия цвета должны учитываться при поиске цветового решения лодки. Цветовая композиция подчеркивает уровень художественного конструирования и технического совершенства изделия, отражает объемно-пространственную структуру формы, определяет такие особенности надувной лодки, как работа материала на растяжение, наполняемость оболочки воздухом, легкость, трансформируемость. Поэтому надо использовать цвета, подчеркивающие прочность и напряженность конструкции. Рациональное цветовое решение должно строиться на сочетании функциональных и эстетических принципов: соответствии цветовой композиции назначению лодки; использовании особенностей восприятия цвета; использовании пространственных свойств цвета.

Удачно подобранный цвет придает лодке законченный и красивый вид. Необходимо избегать многообразия цветов на одной лодке. Наиболее распространены в настоящее время двухцветовое и трехцветовое решения. Причем почти все изготовители для бортов лодки применяют, как правило, один преобладающий цвет. Например, фирмы «Авон» и «Пирелли» — серый, «Метцейлер» — красный, «Хатчинсон» — серый или черный, «Наутиспорт» и «Рекрионик» — белый. Однако разные модели, выпускаемые одной фирмой, имеют свое лицо, так как новый зрительный образ создается сочетанием цветов элементов лодки. Борта лодки и сиденья могут быть любого цвета, днище — темного цвета. Козырек выполняют, как правило, контрастным по отношению к бортам. Формованные детали, приклеиваемые к лодке (уключины, ручки для переноса, бобышки для крепления транца, шайбы леера), должны быть более темного цвета, чем борта. Цвет елани и транца колеблется от светло-коричневого до темно-коричневого, что вызывает у человека ощущение прочности и устойчивости. Цвет комплектующих деталей (весел, меха-насоса и т. п.) должен не нарушать эстетических достоинств лодки, а способствовать функциональной выразительности изделия и зрительно дополнять впечатление о лодке в целом. Иногда назначение и условия эксплуатации диктуют выбор цветов лодки с некоторыми отступлениями от приведенных рекомендаций. Так, у спасательных лодок преобладает яркий оранжевый цвет всех элементов, который наиболее заметен на водной поверхности и обеспечивает быстрый поиск лодки. Изредка на спасательных лодках применяют флюоресцирующее покрытие. Надувные лодки для охотников, наоборот, имеют неяркие цвета, затрудняющие их обнаружение, а в некоторых случаях для них используют камуфляжное оформление.

 

3.5. ИСПЫТАНИЯ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Надувные лодки перед запуском в серийное производство проходят различные испытания. Наиболее полные и всесторонние испытания производят в процессе разработки лодки, начиная от создания макетного образца до выпуска опытной партии. Надувные лодки всех типов подвергают следующим основным видам испытаний:

-  проверка главных размерений путем обмера лодки, установленной на горизонтальной площадке;

-  определение массы  (в комплекте)  взвешиванием  на динамометре или весах;

-  проверка герметичности надувных бортов, днищ, сидений, арок и т. п. при наполнении каждого отсека воздухом до рабочего давления путем замера остаточного давления по истечении определенного времени;

-  определение времени сборки, разборки лодки и  наполнения ее мехом-насосом;

-  проверка грузоподъемности при равномерной загрузке по площади кокпита лодки до проектной нагрузки путем замера высоты надводного борта в плоскости миделя;

-  проверка статической остойчивости при размещении 60% груза на одном борту и остальных 40% в диаметральной плоскости; лодка считается остойчивой, если при такой загрузке вода не заливает кокпит через наклоненный борт;

-  проверка на непотопляемость при заполнении кокпита лодки водой до уровня, совпадающего с уровнем забортной воды; лодка считается непотопляемой, если она при этом остается на плаву и имеет запас плавучести, равный полной грузоподъемности;

-  проверка поведения лодки при разрыве отсеков лодки, движущейся с полной загрузкой; разрыв имитируют путем выворачивания клапанов: для лодок с двумя и тремя отсеками из наибольшего по объему отсека, для лодок с четырьмя и более отсеками из любых двух; лодка должна оставаться  на   плаву   и   сохранять   возможность   передвигаться под веслами или мотором на расстояние, не меньшее величины   удаления   от   берега,   указанной   в   Руководстве по эксплуатации для данной лодки;

-  проверка удобства гребли, управления мотором или парусом и устойчивости на курсе, оценка заливаемости и забрызгивания кокпита при различных вариантах загрузки, высотах  волны  и  курсовых  углах  к  бегу  волн,  соответствующих данной модели;

-  определение возможности буксировки лодки другим судном со скоростью не менее 10 км/ч в течение  15 мин при полной загрузке и  максимальной высоте волны для данной лодки;

-  проверка удобства размещения пассажиров и грузов;

-  оценка внешнего вида;

-  оценка удобства упаковки и возможности транспортирования надутой лодки  в  собранном   виде  и   в  упакованном виде.

Надувные  моторные  лодки   проходят  дополнительные испытания:

-  определение скорости лодки с мотором установленной  мощности  на  мерной  линии   с   одним   водителем   и с полным грузом; — определение инерции при переходе с полного хода вперед на стоп;

-  определение   диаметра   установившейся   циркуляции при полной грузоподъемности на полном ходу с одновременной оценкой степени заливаемости и забрызгиваемое ги;

-  проверка  прочности   лодки   с   полным   грузом   при наезде ее на полном ходу на плавучий предмет (например, бревно).

Помимо основных лодка каждого типа в зависимости от назначения подвергается специфическим испытаниям, например проверке системы наполнения спасательных лодок из газовых баллонов, определению истирания оболочки о борт судна для транспортных лодок, определению надежности конструкции при сбрасывании лодки с определенной высоты и т. п.

С целью определения гарантийного срока эксплуатации и среднего срока службы каждая лодка проходит ресурсные испытания.

К Оглавлению